FAVES 27 октября 2025

42% россиян доверяют ответам нейросетей в поисковиках

Нейросети запустили медиа-революцию: уже половина интернет-пользователей ориентируются на ответы ИИ при поиске. Что это значит для бизнеса и индустрии PR

Почти 52% россиян сегодня ориентируются* на ответы искусственного интеллекта при поиске через «Яндекс» и Google, причем 43% признают, что доверяют полученной информации и советам, выяснили аналитики коммуникационного агентства FAVES Communications. Что это значит для бизнеса и индустрии PR?

*Опрос проводился 01-07 октября 2025 года, участие приняли 1 579 россиян старше 18 лет.

Напомним, год назад в поиске «Яндекса» появился функционал «Нейро», который объединял информацию из нескольких источников. В мае 2025 года трансформация продолжилась: вместо «Нейро» в поисковую систему внедрили «Алису», которая отвечает на вопросы в формате короткой структурированной статьи с видео и иллюстрациями. Примерно тогда же обзоры от ИИ в поиске запустила и компания Google. 

Сегодня этот функционал пользуется спросом у каждого второго жителя России. Так, 28,0% опрошенных рассказали, что обычно им достаточно тех ответов на запрос, которые сгенерировала нейросеть в поисковой выдаче. Еще 23,6% изучают полученную от ИИ фактуру, однако после всегда ищут дополнительную информацию. И только 6,6% пользователей принципиально не читают ответы нейросетей, так как сомневаются в их правильности. Оставшиеся 24,7% пока просто не сталкивались с такими возможностями поисковых систем. 

42% россиян доверяют ответам нейросетей в поисковиках

«Нейросети становятся привычной частью быта большинства россиян, которые пользуются интернетом. Этот тренд уже проявился в заметном сокращении трафика на сайты: людям просто ни к чему переходить по каким-то ссылкам, если все необходимое они уже получили в синтезированном ИИ ответе поисковой системы. Это настоящая революция в потреблении информации, и бороться с ней бессмысленно — для эффективного PR-продвижения нужно учиться работать в новых условиях. Поэтому бизнесу важно создавать такой контент, который с высокой степенью вероятности попадет не в топ-10 страниц классической поисковой выдачи, а в ответы ИИ. К тому же две трети россиян (73,1%) воспринимают упоминание бренда в обзорах нейросетей нейтрально или позитивно», — отмечает Юлия Царева, основатель коммуникационного агентства FAVES Communications. 

Кстати, согласно анализу 10 миллионов поисковых запросов в «Яндексе», охват «Алисы», то есть, доля ответов с искусственным интеллектом, составляет уже 52,9%. В Google показатель меньше, но тоже весьма внушительный — 39,6% (по данным SEO-аналитика «Т-Ж» и автора tg-канала «SEO отец» Георгия Шилова). С высокой степенью вероятности доля нейросетевых ответов на запросы в поисковиках будет расти. Однако остается вопрос доверия пользователей. 

Как показал опрос, 20,9% россиян безоговорочно верят информации и рекомендациям, полученным от нейросетей, так как они анализируют большой массив данных, а 4,4% — потому что нейросети непредвзяты и не умеют врать. Еще 17,6% доверяют ИИ-ответам при наличии ссылок на авторитетные источники. 17,0% относятся к сгенерированной информации с определенной долей скепсиса, потому что ИИ часто допускает ошибки. Среди остальных 20,3% россиян испытывают недоверие, потому что не хотят, чтобы ими управлял ИИ, а 19,8% опасаются, что все подобные ответы заранее проплачены. 

42% россиян доверяют ответам нейросетей в поисковиках

Несмотря на то, что значительная часть россиян пока не готова слепо доверять ответам, сгенерированным искусственным интеллектом, сложно переоценить его влияние. Во-первых, ИИ-обзор — это первое, что видит пользователь в поисковой выдаче. Во-вторых, в зависимости от сути запроса, синтезированный текст может занимать до половины экрана. Более того: прочитав обзор от ИИ, 34,1% россиян никогда не переходят по ссылкам на первоисточник информации. Еще 8,8% делают это, но крайне редко. 35,7% опрошенных все-таки стараются изучать исходные факты, если речь идет о по-настоящему значимой для них информации, а еще 21,4% всегда сверяются с первоисточником. 

Снижение охватов различных сайтов, в частности, новостных — одно из естественных последствий внедрения нейросетевых ответов в поисковые сервисы. Аналитики FAVES Communications изучили открытые данные сервиса LiveInternet и выяснили, что суммарное количество просмотров сайтов Рунета в сентябре снизилось на 10,0% по сравнению с тем же периодом 2024 года и на 14,1% по сравнению с январем 2025 года. В категории «Новости и СМИ» зафиксировано снижение на 3,3% и на 17,0% соответственно. 

«Охваты новостных порталов упали сильнее, чем в целом по Рунету. У этого есть несколько причин, одна из которых связана как раз с нейросетями: генерируя ответы на запросы пользователей, поисковые системы прежде всего опираются на наиболее авторитетные и качественные источники, которые регулярно обновляются — и чаще всего это СМИ. А при условии, что человек получил из ИИ-выжимки все необходимое, потребность переходить на новостной портал отпадает. Что это значит для бизнеса? Что условный рекламный баннер на сайте СМИ потребитель может и не увидеть, в отличие от нативного упоминания бренда в экспертной статье, которая ложится в основу ответов ИИ. Ценность классического PR-продвижения возрастает. Кроме того, больший вес приобретают экспертные блоги компаний, которые закрывают информационные запросы целевой аудитории», — добавляет Юлия Царева. 

Нейросети спровоцировали революционные изменения в способах потребления информации, и уже сегодня это оказывает прямое влияние на бизнес в части продвижения товаров и услуг, работы с репутацией и общей узнаваемостью бренда. Не признавать это и работать по-старому — значит упустить возможности для роста.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше