Что такое таксономия Блума и как она применяется в ИТ-образовании
В этой статье рассказываем, как правильно организовать качественное ИТ-образование
Имеет опыт создания HR-продуктов (с ЭДО) для IT-отрасли с учетом краткосрочных и долгосрочных целей бизнеса. Эксперт обучения IT-специалистов: от разработчиков до архитекторов + ТОП-менеджмент
Одна из ключевых проблем современного ИТ-рынка — это кадровый голод. Спрос на рынке senior-специалистов превышает предложение, заполненность вакансий сеньоров, по данным портала hh.ru, чуть больше 60%. И современное массовое образование эту ситуацию пока не меняет. Студентов учат пользоваться базовыми инструментами, проходить собеседования и красиво рассказывать о себе, но к реальной работе они часто оказываются не готовыми — знания отрывочны, практика минимальна или ее вообще нет, а опыт командной работы не получен. Из-за этого на рынке появилось такое понятие как «пробка» из джунов. Люди с дипломом Java-разработчика или системного аналитика работают по 2-3 месяца, а потом их увольняют из-за недостаточной квалификации.
С одной стороны мы видим специалистов, которые не могут найти работу, с другой — компании, которым приходится переманивать опытных и редких сотрудников за очень большие деньги.
Поэтому онлайн-образование в ИТ-сфере начинает переходить от массовости к более качественному и последовательному подходу. Одна из основных методик, на которой строится такое обучение — таксономия Блума. Денис Харин, продуктовый директор КИНН, расскажет, что такое таксономия и по каким принципам выстраивается современное ИТ-образование.
Что такое таксономия Блума
Таксономия Блума — это педагогическая система, разработанная в 1956 году под руководством профессора Чикагского университета Бенджамина Блума. Суть таксономии состоит в том, чтобы разбить процесс обучения на короткие шаги и дистанции: от простого запоминания информации до сложных аналитических и творческих процессов. Все шаги расположены в иерархическом порядке, и осваивают их последовательно от простого к сложному.
Таксономия включает в себя шесть уровней:
- Знание: способность воспроизводить или распознавать информацию.
- Понимание: умение понимать смысл информации.
- Применение: навык использования знаний в новых ситуациях.
- Анализ: способность разбивать информацию на составляющие и видеть связи между ними.
- Синтез: умение создавать новые идеи или решения на основе имеющейся информации.
- Оценка: навык оценивать качество информации или идей на основе определенных критериев.
Как таксономия Блума применяется в ИТ
Для создания ИТ-продуктов нужно обладать хорошими базовыми знаниями и уметь применять их в различных сложных ситуациях. У студентов, которые начинают свой путь в программировании, часто есть проблемы с математикой или логическим мышлением, и им сначала тяжело даются простые задачи. Просто перепрыгнуть через базовый этап не получится — без математики и логики человек не сможет писать код и понимать, как работают целые ИТ-системы. Поэтому в таксономии студенты переходят на следующий этап только после качественного изучения предыдущего материала и успешного прохождения тестов.
На уровнях знания и понимания ученики чаще работают самостоятельно: слушают лекции, изучают готовые материалы, ищут информацию в дополнительных источниках, запоминают основные термины и понятия, связанные с их ИТ-направлением.
С уровня применения начинается большее взаимодействие с преподавателем и другими учениками. На групповых занятиях обсуждают изученный материал, решают практические задачи и ведут дискуссии.
Начиная с этапа анализа идет больше индивидуальной работы с ментором. Он работает с каждым учеником точечно, прорабатывает с ним слабые места, дает задачи повышенной сложности и учит работать с кодом в стрессовых ситуациях.
На уровнях синтеза и оценки вводятся форматы peer-to-peer — группового и парного обучения, когда студенты кодят и решают задачи в команде, учатся работать в условиях четких ТЗ и дедлайнов. Также к процессу обучения добавляются стажировки и создание реальных проектов, на которых можно быстрее превратить знания в навыки и забраться повыше по таксономии Блума.
В зависимости от уровня обучения — junior, middle, senior или lead — в образовательной программе делается акцент на определенных частях пирамиды. В курсах для начинающих больше времени уделяется знанию и пониманию, а сеньор+ специалисты оттачивают свое мастерство и изучают более сложные технологии на более высоких уровнях синтеза и оценки.
Обязательная часть каждого из этапов — это тестирования, опросы и практические задания. Важно проверять, что человек знает, как он применяет полученные знания и насколько готов перейти к следующему этапу обучения.
Таким образом, обучение становится всесторонним и, безусловно, применимым к реальности. Проходя этап за этапом, ученики запоминают теорию и сразу учатся применять ее на практике, а также нарабатывают софт скиллы, работая в команде.
Как педагогическая система Блума меняет подход к обучению и удешевляет найм в ИТ-сфере
Таксономия Блума позволяет структурировать учебный процесс так, чтобы ученики могли переходить от простых задач к более сложным и постепенно логично углубляться в специализацию, а не получать обрывочные знания. Причем делать это разносторонне — одновременно прокачивать и хард скиллы, и гибкие навыки. Как правило, студенты заранее видят план обучения перед началом курса и понимают, для чего будут учить тот или иной материал и как он пригодится им на практике.
Второй пункт — это возможность адаптировать обучение под уровень учеников. Бывает, что на обучение приходят уже вполне подготовленные специалисты. Чтобы заново не водить их по начальным этапам обучения и теории, можно сразу сосредоточиться на практике и решении кейсов на верхних этапах таксономии.
Так, в конце обучения мы получаем человека с адекватным взглядом на профессию, способного брать ответственность, выполнять реальные задачи, выдерживать работу в команде и стрессовые ситуации.
И, что важно, такой подход в обучении работает на уменьшение той самой «пробки» из неприспособленных к работе джуниор-разработчиков и удешевление процесса поиска ИТ-специалистов.