Анна Рудакова провела опрос спикеров Форума Woman Who Matters
Основатель Форума Woman Who Matters Анна Рудакова обсудила со спикерами форума гендерные стереотипы, «стеклянный потолок» и женское лидерство
Одной из главных пленарных сессий VII Форума Woman Who Matters станет сессия «Женское лидерство». Среди спикеров — Оксана Воробьева (МТС Диджитал), Ирина Никулина (фармацевтическая компания «БУАРОН»), Наталья Грознова (группа «Самолет»), Марина Медведева («СИБУР»), Анастасия Мануйлова (ИД «Коммерсантъ»), Наталья Пузырникова (АО «Газпромбанк») и Ольга Кардымон (группа «Биоинформатика», институт AIRI). В преддверии форума, который пройдет уже 9 декабря, основатель форума Анна Рудакова провела опрос спикеров, чтобы узнать, что они думают о стереотипах о женском лидерстве, с какими проблемами им приходилось сталкиваться и как они их преодолели — от «стеклянного потолка» до харассмента.
По многочисленным опросам и исследованиям, к типично «женским» качествам, свойственным женщинам-руководителям, относят эмпатию, стрессоустойчивость, умение договариваться, гибкость и способность адаптироваться к новому. В этот же список попадают и качества, которые принято считать отрицательными: излишняя эмоциональность и мягкость в переговорах.
Для типично «мужского» стиля управления, по тем же данным, свойственны конкурентность и конкурентоспособность, стратегическое мышление и ориентация на результат. К отрицательным проявлениям в этом стиле относят агрессивность и авторитаризм. При этом женщины-лидеры часто берут на вооружение мужской стиль руководства. Это защитный механизм компенсации: в мире, управляемом мужчинами, женщины подстраиваются под общепринятые правила агрессии и конкуренции.
При этом в российском обществе все еще сильны гендерные стереотипы, которые касаются не только руководства, но даже и роли женщины в бизнесе или доступа к образованию. Что об этом думают спикеры Форума Woman Who Matters?
Наталья Грознова, заместитель генерального директора группы «Самолет» по экономике и финансам: «Мне повезло: в нашей семье никогда не культивировалась идея, что для девочки важнее всего выйти замуж. Мне говорили, что важно, хороший ли ты человек и усердно ли ты трудишься. Поэтому до определенного момента я не сталкивалась с предубеждениями. Но позже я встречала и пренебрежение, и отрицание своих идей, не очень честную конкуренцию, неуместные шутки даже тогда, когда уже стала руководителем».
Как отметила в беседе Наталья, женщины по всей России сталкиваются с одними и теми же препятствиями, но в регионах эти препятствия встречаются кратно чаще и проявляются сильнее, чем в столицах. Причиной этому, по ее мнению, является устоявшиеся общественные заблуждения, что женщины менее способны к каким-то профессиям, особенно техническим, что женщина не может быть хорошим руководителем и так далее. Вторая важная причина — «вторая смена» — большая часть семейного и бытового менеджмента ложится на женские плечи, и это не может не сказываться на карьерном развитии. И, наконец, стереотипное в том, как женщины видят сами себя. Стесняются заявить о своих амбициях или верят, что между семьей и карьерой обязательно нужно выбрать что-то одно.
Оксана Воробьева, генеральный директор МТС Диджитал: «Как лидер ведущей технологической компании, я, конечно же, заинтересована в том, чтобы больше талантливых людей приходило в технологические профессии. Но проблема в том, что при выборе профессии многие люди ориентируются на стереотипы: девочки идут в педагогический, мальчики — на юристов. Но за последние годы мир успел шагнуть на семь миль вперед и требует кардинально новых навыков. Сегодня нормально менять профессию даже в зрелом возрасте».
По мнению генерального директора МТС Диджитал, в обществе все еще полно стереотипов как о женщинах, так и о работе в ИТ. «Когда мы говорим про IT, всем почему-то кажется, что люди в этой сфере занимаются только тем, что решают сложные алгоритмы или паяют микросхемы. Во-первых, девчонки с этим тоже прекрасно могут справиться. Во-вторых, у нас огромный спектр задач: управление продуктами, взаимодействие команд и много еще чего интересного», — отмечает Воробьева.
Согласна с коллегой и Лия Королева, HR-директор МТС Диджитал. По ее мнению «стеклянный потолок» может быть любым: и возраст, и пол, и образование, и индустрия. Преодолевать эти «потолки» помогают способность достигать целей, профессионализм и поступательное развитие, и не принципиально — мужчина ты или женщина. По этой же причине сегодня уместно говорить не столько о женском лидерстве, сколько о меняющемся лице лидерства: паттерны современного лидерства способны поддерживать и мужчины, и женщины.
Наталья Пузырникова, руководитель Службы управления рисками, член Правления АО «Газпромбанк»: «Я лично не сталкивалась со «стеклянным потолком», хотя регулярно вижу его над другими женщинами, мечтающими о карьере. В каком-то смысле, начиная с определенного уровня, «быть женщиной» начинает помогать, а не мешать в карьере, дает преимущества в неформальном общении и создании доверительных отношений. Но до этого уровня надо пройти по узкой дорожке, в которой основой является глубокий профессионализм и минимальное количество ошибок. И эта дорожка максимально строга к женщинам».
В заключении о женском лидерстве Анна Рудакова попросила высказаться Михаила Саидова, основателя Академии Экспоненциального коучинга и IMCP, члена Коучингового Совета Forbes в США, автора бестселлеров «Дневник эффективности» и «Разговоры, которые меняют жизнь». На Форуме Woman Who Matters Михаил выступит с лекцией «Что в голове у женщин, которых никто не может выбросить из своей головы»: «Мы находимся в заблуждении о том, что женщина должна делать. Современных женщин можно назвать суперженщинами, которым, с одной стороны, важен их очаг, а с другой стороны, они хотят реализации. Но это невозможно реализовать одновременно. Самый большой обман, который можно сделать с женщиной — это сказать ей, что ей нужны деньги, а не указать ей на ее правду. На примитивном уровне нам нужны ресурсы, но правда в том, что сначала нужно узнать, где заложена твоя страсть на генетическом, мыслительном и эмоциональном уровне, и затем без остановки идти за своей страстью. Я не могу обещать, что это приведет тебя к деньгам, но что я могу обещать, — это то, что это приведет тебя к глубокому удовлетворению от жизни».
Как показывают наблюдения социологов и экспертов по женскому лидерству, в российском обществе все еще сильны стереотипы относительно роли женщин в экономике и бизнесе. Важный фактор в формировании этих стереотипов, по данным исследования НАФИ, являются воспитание и семейный уклад:
- 71% россиян разделяют мнение, что главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой.
- Подавляющее большинство женщин (89%) считают, что мужчина должен обеспечивать семью, и только 45% согласны с утверждением, что женщина должна обеспечивать себя сама.
- Хотя большинство состоящих в браке россиян (55%) отмечают, что наиболее ответственные решения в их семьях принимаются совместно мужем и женой, почти в трети семей (29%) эти решения принимаются только мужчиной, только в 15% — женщиной.
- Треть россиян (32%) считают, что женщина должна выбирать между карьерой и семьей, причем эта точка зрения более распространена среди тех, у кого есть дети.
Для достижения равенства женщин и мужчин уже принято немало мер, однако остается еще немало стереотипизации среди представителей бизнеса и культурной среды.