Машиностроительная отрасль с оптимизмом оценивает будущее цифровизации
ГК «Цифра» и ЦИПР провели опрос представителей машиностроения о цифровизации в 2024 г. Результаты были представлены на площадке ЦИПР в Нижнем Новгороде
Большинство компаний машиностроительной отрасли России оценивают свою позицию на рынке как устойчивую, верят, что смогут сохранить эту устойчивость без кардинальных изменений, и с умеренным оптимизмом смотрят на темпы цифровизации своих производств даже несмотря на имеющиеся в индустрии барьеры для внедрения цифровых решений. Таковы результаты опроса представителей машиностроения, проведенного ГК «Цифра»и ЦИПР специально для конференции «Цифровая индустрия промышленной России».
Примерно половина опрошенных в ходе исследования представителей машиностроения придерживаются умеренно оптимистичного прогноза в плане развития цифровизации и цифровых решений в компании. 33% респондентов считают, что их предприятиям удастся сохранить стабильность, а 20% верят, что смогут приблизиться к лидерам мирового рынка за счет развития российских решений и технологий из дружественных стран. Мнение, что машиностроительную индустрию ждет сильное технологическое отставание, разделяют 18% респондентов.
Исследование выявило корреляцию между достижением запланированных эффектов от цифровизации с опытом компаний. То есть более 70% предприятий, приступивших к цифровой трансформации лишь год назад, не выполняют планы по эффектам от «цифры», тогда как компании с опытом, начавшие цифровизироваться 3-6 лет назад, в большинстве своем демонстрируют достижение поставленных целей или даже получают эффекты выше ожидаемого.
«Результаты опроса машиностроителей в плане достижения эффектов и восприятия будущего цифровизации транслируют оптимизм отрасли, несмотря на то, что чуть более трети респондентов пока опасаются технологического разрыва с Западом. Наблюдается рост достижения эффектов компаниями от цифровой трансформации по мере накопления опыта в реализации ИТ-инициатив. Заметно, что индустрии удалось оправиться от шока макроэкономических изменений
и вернуться к ранее запланированным дорожным картам повышения эффективности производств», — прокомментировал генеральный директор ГК «Цифра» Сергей Емельченков.
Среди главных факторов, затрудняющих достижение запланированных эффектов от внедрения цифровых решений, представители машиностроительной отрасли назвали недостаточное развитие ИТ-инфраструктуры, рост сложности ИТ-решений, нехватку цифровых инициатив в воронке, недостаток компетенций и бюрократию.
«Неготовность технической базы к цифровизации и ограничения ИТ-инфраструктуры, не позволяющие реализовать цифровые решения, — главные препятствия на пути предприятий к управлению на основе данных. В этом плане есть большое поле для работы отечественных инфраструктурных интеграторов. Также среди значимых вызовов — неготовность бизнес-процессов предприятий к цифровой трансформации и недостаток компетенций. Здесь могут помочь методические рекомендации по внедрению и работе с различными цифровыми инструментами на основе успешного опыта и создание центров компетенций в рамках крупных производств и холдингов, которые возьмут на себя подготовку кадров для инициирования, планирования и реализации цифровых инициатив. Отмечу, что нехватка кадров с компетенциями для поддержки цифровой трансформации — проблема не только машиностроителей, но и других промышленных индустрий. В частности, она остро стоит в горной отрасли, что показало наше недавнее исследование среди предприятий ГМК», — отметил Сергей Емельченков.
Что касается инвестиций в цифровизацию, то большинство машиностроительных предприятий намерены оставить их объемы на уровне 2023, что связано с желанием сосредоточиться на стабилизации и развитии уже внедренных решений. Однако более четверти участников опроса заявили об увеличении бюджетов на «цифру» — для масштабирования успешных проектов и выполнения утвержденных дорожных карт по цифровой трансформации.
Среди наиболее перспективных новых технологий, на которые предприятия возлагают большие надежды в плане эффектов от цифровизации, были названы цифровые промышленные платформы, роботизированные системы и цифровые советчики на базе искусственного интеллекта. Что касается последнего, то несмотря на высокий интерес к ИИ, лишь 3% компаний имеют стратегию по развитию и применению этой технологии в производстве, и менее 6% — могут похвастаться успешными кейсами. Остальные же респонденты пока находятся на этапе пилотирования решений с ИИ под капотом или же вовсе не приступали к его апробации, что говорит о том, что и самой технологии, и производству необходимо «дозреть».
Опрос проводился в апреле и мае 2024 года. Участие в нем приняли более 100 представителей машиностроительных предприятий РФ.