Почему МФО необходимо адаптироваться, чтобы удерживать лидерские позиции
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало обзор рынка микрофинансирования по итогам 2023 года
Имеет 20-летний опыт работы в сфере финансов. Имеет опыт в сфере телекоммуникаций, производстве, строительстве. Последние 8 лет — в финтехе.
2023 год стал для отрасли одним из наиболее напряженных с точки зрения изменения макроэкономической конъюнктуры, волатильности ключевой ставки и инноваций в регулировании сегмента — введения и регулярного ужесточения макропруденциальных лимитов, снижения максимальной допустимой ставки до 0,8% в день и ограничения максимального размера переплат до 1,3Х, где Х — общая сумма долга. Тем не менее, по данным «Эксперт РА», в 2023 году объем выданных микрозаймов вырос на 30% и достиг показателя в 1 трлн руб. Для сравнения, по итогам 2022 года прирост рынка был на уровне 22%. Прибыль в целом по отрасли также показала рекордную динамику и составила по итогам года в 57 млрд руб.
МФК «Джой Мани» подтвердила свои лидерские позиции в отрасли и смогла быстро адаптировать свои бизнес-процессы под меняющуюся конъюнктуру. Так, компания вошла в ТОП-20 рэнкинга по рабочему портфелю (прирост на 84% за год) и в ТОП-15 по объему выданных за год микрозаймов (прирост 56%). Также компания оказалась в ТОП-10 по чистой прибыли (без учета банковских МФО), удвоив данный показатель за 2023 г.
Однако нужно признать, что в текущих условиях рынок показывает разную динамику. Если крупнейшие игроки, обладающие высоким технологическим и финансовым запасом прочности, готовы менять продуктовую линейку и бизнес-стратегии под текущие регуляторные и экономические условия, то небольшим региональным компаниям приходится непросто. Многие из них лишаются лицензии принудительно или сдают ее добровольно. Так, например, лишь за первый квартал регулятор исключил из реестра 45 МФО. На текущий момент в реестре осталась 971 компания. По экспертным оценкам, звучавшим в конце 2023 года, в текущем году рынок могут покинуть еще порядка 20% участников реестра.
Дальнейшее развитие отрасли будет состоять с одной стороны в ее консолидации вокруг технологичных игроков, с другой стороны — в большей продуктовой вариативности и гибкости. В современных регуляторных и экономических условиях компании должны проявлять гибкость и предлагать такие продукты, которые позволят клиентам решить их задачу, а компании — не нарушить требования ЦБ. В первую очередь, речь идет об удлинении сроков продуктов, что позволяет оптимизировать долговую нагрузку в моменте. Компаниям, ориентированным только на PDL, будет трудно сохранить свои доли рынка. Из исследования «Эксперт РА» видно, что доля займов, выдаваемых на срок до 6 месяцев, растет. Такие продукты требуют от компаний иного подхода к скорингу — спрогнозировать платежеспособность клиента на полгода совсем не то же самое, что на 30 дней — и иного подхода к собственным балансам и резервам.
Заметным трендом на рынке остается и стирание грани между банковскими заемщиками и заемщиками МФО. Об этом свидетельствует и активное развитие банковскими группами собственных микрофинансовых сервисов. Для классических МФО это некоторая гарантия сохранения качественного портфеля — банковские заемщики традиционно достаточно дисциплинированные. Одновременно с этим рост числа банковских клиентов стимулирует МФО развивать новые сервисы и возможности, тщательнее инвестировать в цифровизацию и кибербезопасность, чтобы соответствовать потребностям клиентов. Это является дополнительным стимулом для дальнейшего развития отрасли.