«Формат кода» 14 января 2025

Развенчиваем мифы о выделенных командах разработки

Опровергаем самые распространенные «мифы» о выделенных командах, занимающихся разработкой программного обеспечения на заказ

Михаил Либерман
Менеджер по развитию бизнеса

Занимается развитием бизнеса в заказной разработке ПО. Обладает большим опытом организации работы проектов в форматах аутсорс и аутстаф

На сегодняшний день работа с выделенными командами заказной разработки становится все более актуальной. Однако тема уже успела обрасти стереотипами и предрассудками, которые отражают некоторое недоверие к компаниям-аутсорсерам и практикуемым форматам работы.

В этой статье я постараюсь опровергнуть самые распространенные «мифы» о выделенных командах, занимающихся разработкой софта на заказ.

Миф №1. «Выделенные команды разработки — это дорого!»

Есть мнение, что нанять команду разработки в штат значительно дешевле, чем работать в партнерстве с компанией-аутсорсером. Кажется, что нужно просто платить нанятым в штат разработчикам зарплаты, и таким образом формируется некая «экономия» на разработке нужных IT-решений. Однако в данной схеме не учитываются:

  1. Прямые существенные затраты непосредственно на процесс найма. Найм — это дорого, для него нужны собственные рекрутеры или внешние кадровые агентства, а также затраты на управление этим процессом.
  2. Временные затраты. Вывод сотрудников с рынка может растягиваться на недели, так как это обычно сопровождается уходом с текущего места работы и улаживанием прочих дел. Время — это всегда деньги, и проект может терять драгоценные дни без рук разработчиков.
  3. Затраты на социальный пакет для нанятого сотрудника, технику, отпуск, больничные листы, корпоративные мероприятия.
  4. Возможные затраты на расторжение договора по обоюдному согласию сторон, если проект завершился, задачи закончились, и штатный разработчик больше не требуется.

Эти затраты зачастую оказываются больше стоимости услуг работы с выделенной командой от сервисной компании-аутсорсера. В свою очередь компания-аутсорсер, которая специализируется на заказной разработке ПО:

  • обладает собственным штатом специалистов различных профилей, включая команду рекрутмента, которая способна постоянно искать и нанимать новых сотрудников;
  • способна быстро, за считанные часы или дни, организовать проектную команду для решения конкретных бизнес-задач заказчика;
  • берет на себя затраты на онбординг и обучение специалистов, социальный пакет, корпоративную культуру и т.д.;
  • обеспечивает комфортную работу для заказчика по проектной модели, при которой на момент завершения проекта у одного заказчика команду переключают на другие проекты.

Миф №2. «Выделенные команды разработки — это ненадежно и неуправляемо»

Этот стереотип возникает из-за опасений заказчика. Например, это может быть:

  • длительный период адаптации проектной команды, небыстрое погружение команды в проект,
  • неэффективная работа команды,
  • низкая мотивация команды,
  • сложность контроля участников команды, работающих удаленно.

В данном случае все решает тесное взаимодействие заказчика и компании-аутсорсера, честное и открытое обсуждение сложностей. При наличии такого контакта между заказчиком и компанией-аутсорсером становится возможным чуть изменить «настройки», поработать с проектной командой программистов, найти болевые точки и отработать замечания. Наиболее эффективный способ налаживания взаимодействия — выделение со стороны компании-аутсорсера отдельного аккаунт-менеджера, который будет поддерживать коммуникацию с заказчиком, собирать и обрабатывать обратную связь о деятельности проектной команды и принимать управленческие решения внутри аутсорсера.

Также еще с начала пандемии в компаниях-аутсорсерах сложилась устойчивая модель работы с удаленными сотрудниками, выработаны эффективные механизмы мотивации и регулярного контроля. Сотрудники компаний-аутсорсеров обучены соблюдать баланс интересов, поэтому показывают качественный и стабильный результат в режиме удаленной работы.

Миф №3. «Выделенные команды разработки обладают низкой квалификацией»

Чего опасаются заказчики:

  • команда не обладает необходимыми «твердыми» навыками (hard skills) — иначе говоря, не владеет нужными технологиями для реализации проекта;
  • команда не обладает необходимыми soft skills: с ней будет сложно выстроить коммуникацию.

При правильно организованном процессе отбора команд этот миф остается мифом, так как навыки тщательно проверяются в ходе предварительных скринингов и технических интервью. Также важна регулярная обратная связь по работе команды. При выявлении «белых пятен» в компетенциях требуется принимать соответствующие меры — либо привлекать дополнительных экспертов с нужной квалификацией, либо производить ротацию части проектной команды. Успешно преодолевать этот вызов могут средние и крупные компании-аутсорсеры, которые обладают достаточно многочисленным и опытным персоналом.

Не лишним будет заметить, что специалисты, работающие в заказной разработке, умеют быстро наращивать компетенции, так как им приходится участвовать в проектах заказчиков из различных отраслей, в каждой из которых имеется своя специфика в части технологий и бизнес-процессов. Поэтому квалификация команд постоянно растет, а сыгранная команда имеет опыт преодоления проектных трудностей.

Помимо этого, компании-аутсорсеры создают благоприятную среду для развития IT-специалистов. Речь идет как о наличии более опытных коллег, которые могут выполнять роль наставников, так и о корпоративных обучениях. В рамках последних у членов проектных команд есть возможность актуализировать знания, целенаправленно ликвидировать «лакуны» в компетенциях, пройти первичное погружение в новые технологии или методологию.

Вывод

Конечно, эти мифы сформировались не на ровном месте: они являются производной от неудачного опыта взаимодействия отдельных заказчиков с некоторыми поставщиками услуг по разработке, а также могут быть связаны с поверхностным взглядом на проблему.

При честной и открытой работе заказчика и компании-аутсорсера можно избежать большинства подводных камней. Как и в любом сложном деле, ведущую роль играет доверие между участниками процесса, открытый диалог о проблемах и совместная работа, направленная на достижение позитивного бизнес-результата для заказчика.