АО «ОРМАТЕК» 30 октября 2024

Комплексный подход — основа успешного развития франчайзинга

Директор по развитию франчайзинга ГК «Орматек» об особенностях работы с франшизой в мебельном сегменте на примере бренда крупного российского производителя

Игорь Подстольный
Директор по развитию франчайзинга ГК «Орматек», директор бренда Райтон

Более 20 лет в мебельной индустрии, из которых 10 лет посвятил разработке и управлению мебельными франшизами

Как давно ваша компания развивает франчайзинговое направление и какова их география на данный момент?

На российском мебельном рынке представлено несколько десятков франшиз, но в стадии поступательного роста и экспансивного развития находятся от силы десять проектов. Большей частью это бренды крупных системных компаний. У группы компаний «Орматек» два бренда с франшизой: ORMATEK и Райтон.

Бренд ORMATEK значительно дольше представлен на рынке, чем Райтон, соответственно, количество фирменных салонов у него больше и основная доля принадлежит собственной розничной сети. В рамках общей стратегии ГК «Орматек» Райтон создавался как франшизный проект и активно развивает это направление с 2014 года. В этом году франшиза бренда, к слову, одна из старейших на мебельном рынке России, отмечает 10-летний юбилей.

На данный момент у Райтона 15 салонов собственной розницы, большая часть которых находится в Москве и функционирует для отработки новых торговых стандартов, тестирования новых коллекций и маркетинговых кампаний. Это позволяет передавать во франчайзинг уже успешные проекты, как и должно быть в настоящей франшизе.

Во франчайзинговой сети Райтон — 170 салонов, расположенных по всей России от Калининграда до Владивостока и Камчатки, а также в странах СНГ.

Какие плюсы и минусы развития бизнеса по франшизе вы отметите и как выбрать верный момент для успешного старта?

Основной плюс франшизы — это право работать с сильным брендом, быть частью отлаженной и эффективной системы, а также получать гарантированный доход.

Что касается основных проблем при развития такого направления — это не полная вовлеченность франчайзи в бизнес. К сожалению, такие факты случаются. И это потеря всех ресурсов для развития франчайзингового проекта.

Поскольку люди никогда не потеряют интереса к обустройству своего жилья, сегмент мебели и товаров для дома показывает стабильный рост, и рыночные условия благоприятствуют франшизе в данных категориях.

При выборе партнеров мы ориентируемся на несколько целевых аудиторий. Первая — это профессионалы, которые давно работают на мебельном рынке. Вторая — молодые, активные предприниматели, динамика их появления в пуле франчайзи достаточно высока. Третья, также довольно емкая аудитория, — бывшие сотрудники мебельных компаний, которые получили опыт успешных продаж и запускают собственный бизнес.

Что в первую очередь необходимо учесть компании, предлагающей франшизу?

Выход на рынок франшиз — очень серьезный и ответственный шаг.  Со своей стороны могу назвать пять факторов, которые должна реализовать компания-франчайзер:

  • Представлять узнаваемый бренд с уникальной маркетинговой идеей
  • Предлагать уникальную торговую концепцию;
  • Настроить отлаженную комплексную систему: логистика — продажи — сервисное обслуживание клиентов;
  • Отдельно выделить направление франчайзинга в рамках структуры компании;
  • Обеспечивать комплексную рекламную поддержку бренда.

Является ли экспертиза франчайзи в конкретном сегменте необходимым условием для успешного ведения бизнеса или даже новичок сможет добиться высоких результатов?

Основная задача — выбрать «правильную» франшизу, тогда большинство рисков будут нивелированы. Экспертиза франчайзи на целевом рынке приветствуется, но не является обязательной. С учетом комплексной поддержки, любой заинтересованный предприниматель может начать бизнес и быть успешным.

В первую очередь, компании интересны партнеры, желающие развиваться, получать высокий доход и удовольствие от бизнеса с крупным брендом. 

Какие ошибки чаще всего допускают франчайзи и есть ли возможность их избежать?  

Случаи неудач в основном единичны и причины следующие. Первая — не полная вовлеченность партнеров в проект, вторая — ошибочный выбор локаций для открытия салона, третья — неверный расчет инвестиций и самая главная — это не исполнение ими основных стандартов франшизы.

Чтобы избежать этого, на самом старте франчайзингового проекта мы очень подробно отрабатываем с партнерами все вопросы.

В частности, с нашей стороны проводится комплексная оценка локации, и в большинстве проектов Райтон сам делает предложение по расположению для своих франчайзи.

Как распределены процессы между вами и франчайзи, и насколько партнеры свободны в своих методах ведения бизнеса?

Франчайзи свободны в многих направлениях бизнеса, но эта свобода должна регулироваться определенными стандартами. Только выполнение стандартов франшизы как системы бизнеса обеспечивает его эффективность. Налаженная система взаимодействия с партнерами — важный момент в развитии нашего франшизного проекта. В компании подчеркивают: франчайзи занимаются исключительно розничными продажами, всю остальную работу: от доставки товара клиенту до послепродажного сервиса, бренд берет на себя. Партнеры избавлены от необходимости содержать склады и заниматься логистикой. Они могут полностью сосредоточиться на коммуникациях с клиентами. 

На какую поддержку могут рассчитывать ваши франчайзи? Как устроены процессы взаимодействия с ними? 

Франшиза — это система бизнеса, и поддержка партнера со стороны франчайзера включает комплекс мероприятий, охватывающий все процессы деятельности. Например, партнерам бренда Райтон доступен сервисный портал комплексной торговой системы, где они принимают заказы и могут общаться со всеми службами компании в режиме 24/7.

Также для сотрудников франчайзи разработана комплексная система онлайн-обучения. На портале размещены курсы и тесты по продуктам, технике продаж, акциям и стандартам обслуживания клиентов.

Кроме того, в каждом крупном регионе присутствия бренда есть свой отдел франчайзинга, менеджеры которого закреплены за региональными партнерами и салонами. Менеджеры ежемесячно посещают салоны партнеров, проводят офлайн-обучение и могут принимать решения, основываясь как на знании специфики региона в целом, так и каждого конкретного салона. Такой сервис на нашем рынке не предлагает больше никто. 

То же самое касается и рекламной поддержки. Все онлайн-продвижение Райтон берет на себя: ежемесячно компания инвестирует в онлайн-рекламу значительную сумму, обеспечивая стабильно высокий трафик на сайт бренда и в розничные салоны франчайзи.

Как вы планируете дальше развивать франчайзинговое направление?

По нашему опыту, для динамичной экспансий бренда необходим комплексный подход к управлению партнерским бизнесом: проработанная ассортиментная концепция, логичная финансовая модель и сервисная поддержка партнера, подразумевающая маркетинг, налаженную розничную it-инфраструктуру, а также системное обучение персонала.

В дальнейшем мы планируем поддерживать текущее позиционирование, с опорой на мощную производственную базу, и расширять географию присутствия.