«Грузовичкоф» 12 октября 2023

Михаил Назаров о состоянии рынка грузоперевозок в России

Михаил Назаров рассказал о росте транспортно-логистического рынка, сложностях, с которыми столкнулась отрасль, и ее перспективах

Михаил Назаров
С 2022 года занимает должность исполнительного директора сервиса «Грузовичкоф»

Михаил Назаров — один из ведущих экспертов в области логистики, автомобильных перевозок и коммерции. Более 20 лет он занимает высшие позиции в ключевых организациях страны, в которых занимался вопросами стратегического развития, масштабирования бизнеса и продаж. Профессионализм Михаила подтверждает полученная степень MBA General. Регулярно выступает в качестве спикера на отраслевых конференциях, форумах и различных мероприятиях.

Несмотря на пессимистичные прогнозы экспертов, в прошлом году рынок грузоперевозок вырос на 2-3%. Закрытие границ, сложности в платежах в иностранных валютах, изменение логистических маршрутов привели к увеличению стоимости доставки и изменению всего рынка.

Большинство маршрутов были заблокированы или выросли в себестоимости. Для заказчика, конечно, моментально выросла стоимость продукции, для транспортных компаний — цена на запчасти.

Однако в целом отрасль справилась. В основном за счет переориентации на Азию, в частности, на Китай: появились новые маршруты как внутри страны, так и за ее пределами. Для грузоперевозчиков это плюс, ведь доля логистических операций по России увеличилась и продолжает расти. 

Кроме того, переориентация на Восток позволила довольно быстро решить вопрос с запчастями: многие перешли на китайские аналоги, которые не уступают в качестве западным изделиям и приемлемы по стоимости.

Как растущий сектор экономики отрасль привлекает большое количество новых игроков, из-за чего усиливается конкуренция. В этом есть неоспоримое преимущество — это стимулирует рынок и отрасль развиваться и совершенствоваться. Так, стремясь получить свою долю рынка и завоевать клиента, компании активно внедряют передовые технологии и решения. Например, сейчас мы наблюдаем тенденцию перехода на автоматизацию бизнеса: внедряются полностью автоматические системы управления складом, роботы-логисты и беспилотные грузовики. Однако, любые нововведения требуют вложений, поэтому мы наблюдаем еще одну тенденцию — консолидацию рынка: небольшие перевозчики начали активнее сотрудничать с крупными компаниями, чтобы снизить издержки, в том числе непрофильные. 

В целом отрасль продолжит быть привлекательной для запуска новых бизнесов. Объем перевозок стабильно растет, кроме того, согласно исследованию Data Insight, из года в год увеличивается размер электронной торговли. Так, согласно подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, доля российского e-commerce в 2022 году выросла более чем на 30% год к году, до 5 трлн руб. По оценке Data Insight, прогнозируемый объем e-commerce на российском рынке в 2023 году — 7,9 трлн руб. В прошлом году до потребителя доставлено 2,5 млрд заказов, прогнозируемый показатель количества заказов в 2023 году — 4,5 млрд. Несомненно, это также влияет на спрос грузоперевозок и доставки.