УТП девелоперского продукта: не упрощать, а оптимизировать
Как в условиях ипотечного кризиса оптимизировать девелоперский продукт без потери качества, рассуждает Анастасия Ордина-Швед, директор по продажам ASTERUS
До ASTERUS возглавляла департамент продаж апартаментов бизнес-класса в компании Level Group. Ранее работала в компании Эталон, где руководила продажами флагманского проекта ЖК «Шагал»
Реакцию на ипотечный кризис мы увидим только в будущем, в смысле влияния на продукт она имеет отложенный эффект, но, как и в любом бизнесе, игроки рынка заинтересованы в поддержании спроса и сохранении темпа продаж уже сейчас. В целом девелоперы реагируют на ухудшение рыночных условий уменьшением среднего лота и оптимизацией затрат. Это означает новый этап эволюции продукта, который предполагает несколько сценариев: под сокращение могут попасть дорогие фасады, какие-то инженерные решения, уровень отделки МОПов и благоустройства, площади подземного паркинга.
Наиболее затратной опцией являются фасады — они составляют до 20% в себестоимости строительства, поэтому с точки зрения девелопера логично пойти на удешевление именно фасадных решений, в том числе в части пересмотра материалов отделки. Надо сказать, что для покупателей это не особо заметно, если заявленная внешняя эстетика сохраняется. При этом на рынке появляются новые продуктовые решения, которые призваны повысить привлекательность жилых проектов, затраты на которые в себестоимости квадратного метра минимальны. Не исключаю, что главной характеристикой 2025 года станет философия «от внешнего к внутреннему»: важнее становится квартира, внутренние общественные пространства и их эргономика, а не архитектура зданий.
Тренд на расширение и разнообразие общественных пространств особенно заметен в бизнес- и премиум-классе. Если говорить о конкретных решениях, то это зона лобби, которая становится «визитной карточкой» ЖК, — тут в моде простор и высокие потолки, стильный дизайн, стойка ресепшен с консьерж-сервисом — как в хорошем отеле. Можно также выделить все, что связано с доставкой. Девелоперы предусматривают курьерские службы внутри ЖК, специальные зоны ожидания курьеров, отдельные сервисные входы в здания для курьерского персонала.
Мы, например, в рамках жилого района ÁLIA уменьшили среднюю площадь лота, но не пошли на сокращение всего, что связано с МОПами, — это приоритет, который мы отрабатываем в первую очередь, учитывая, что покупатели все чаще обращают внимание на дополнительные пространства жилого комплекса. Долго раздумывали о том, оставлять ли камин в лаундж-зоне центрального лобби и делать ли что-то подобное в наших следующих проектах. Но это действительно создает хорошее настроение, а в зимнее время года становится атмосферным местом для проведения новогодней елки и встреч с друзьями. Поэтому все, что создает комфорт и уют внутри, на наш взгляд, должно быть сохранено.
Так или иначе, наши коллеги-конкуренты тоже вряд ли пойдут по пути упрощения продукта и отказа от подобных пространств, связанных с коммуникацией жителей. Это значимые и конкурентные опции, которые не несут масштабных затрат, но важны для клиентов.
Резюмируя, я бы рассматривала нынешнюю ситуацию на рынке жилой недвижимости как уникальное время, как и предыдущие кризисы 2008 и 2014 годов, давшие жизнь новым трендам в части типологии застройки, оптимизации метража, развития новых форматов и креативных решений в организации жилых пространств. Это важные составляющие УТП девелоперского продукта.