Повышение утильсбора заставило россиян подумать о смене автомобилей
Если инициатива про рост тарифов утильсборов будет принята, то стоимость иномарок вырастет прямо пропорционально — в среднем на 10-17%
Предприниматель, Инвестор, TOP-менеджер С 2019 года совладелец бизнес-проектов в РФ и ОАЭ: ГТК-Холдинг, ГТК-Авто, ГТК-Лизинг.
На этой неделе весь транспортный рынок обсуждает новость, что утилизационный сбор на легковые машины хотят поднять на 70-85% c 1 октября с последующей ежегодной индексацией на 10-20% до 2030 года, то есть с нынешних 300 тысяч рублей до 1,2 миллионов в перспективе 5 лет.
Соответствующий проект постановления правительства об увеличении утилизационного сбора на автомобили появился на портале проектов нормативных актов.
Итак, если инициатива будет одобрена на всех уровнях, то ставка утильсбора для ввозимых нелокализованных в России автомобилей (то есть тех, которые произведена не внутри страны) вырастет следующим образом на:
- Двигатели на 1-2 литра — с 300 600₽ до ~556 000₽ (в 2025 году — 667 000₽);
- Двигатели на 2-3 литра — 1 563 000₽ (в 2025 году — 1 875 000₽);
- Двигатели 3-3,5 литра — 1 794 000₽ (в 2025 году — 2 153 400₽);
- Двигатели свыше 3,5 литров — 2 284 000₽ (в 2025 году — 2 742 300₽).
Итак, пожалуй, главный вопрос: что будет с рынком, неужели новое авто иностранного производства станет предметом роскоши?
Давайте немного обратимся к истории вопроса: утильсбор на автомобили появился у нас не просто так. Россия вступила в ВТО и появилась необходимость сокращать таможенные пошлины. Одновременно с этим надо было не допустить ситуации, когда приток подержанных автомобилей из-за рубежа «не затмил» собственное.
Сейчас мы столкнулись с тем, что отечественные производители не справляются с нужными объемами и их продукция не соответствуют ожиданиям покупателей.
Выход из ситуации — повысить утильсборы и тем самым побудить иностранные компании открывать производства в России, если они локализованы внутри страны, то этот сбор их не касается.
Однако все мы понимаем, что даже китайские производители, заинтересованные в российским рынке сбыта, не смогут в столь короткие сроки наладить производство внутри страны. Как минимум, на это нужен 1 год.
Таким образом, если инициатива будет принята, то стоимость иномарок вырастет прямо пропорционально тарифам по сборам — в среднем рост составит от 10 до 17%.
По данным ГТК-Авто, с момента, когда новость про утилизационные сборы стала публичной, количество заявок выросло на 10% в сегменте премиальных автомобилей.
В завершении стоит отметить, что не обошло данное нововведение и рынок спецтехники (самосвалы, бульдозеры и погрузчики), причем их коснулось оно уже в июле.
Более того, Минпромторг предлагает рассмотреть возможность введения отложенной индексации, вступающей в силу не ранее 2026 года и 2028 года в отношении экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков, так как их производство в России находится пока на начальном этапе освоения.
Таким образом, индексация утилизационного сбора в этом сегменте рассматривается только в отношении тех видов техники, серийное производство которых не налажено на территории Российской Федерации. На сегодняшний день это прицепы и полуприцепы, грейдеры, бульдозеры, гусеничные промышленные тракторы, погрузчики, катки и самосвалы.