Где пройти обучение на контролера по выпуску автотранспорта на линию
Где пройти обучение, сколько зарабатывают, можно ли учиться дистанционно и как получить удостоверение
Безопасность пассажирских и грузовых перевозок во многом зависит от технического состояния транспорта. За исправность автомобилей перед выездом на маршрут отвечает контролер технического состояния автотранспортных средств — специалист, без подписи которого ни один автомобиль не выйдет в рейс. Именно он проверяет техническое состояние машин, выявляет неисправности и принимает решение о допуске к работе.
Расскажем о том, как стать контролером по выпуску автотранспорта на линию и обязанностях, местах работы и зарплатах.
Профессия механика по выпуску автомобилей на линию: кто такой, чем занимается
Контролер технического состояния автотранспортных средств проверяет их исправность перед рейсом. Все, что делает механик по выпуску автомобилей на линию, преследует одну цель — не допустить выезд ненадежной техники на дороги: такой, которая может или сломаться и встать в пути или стать причиной ДТП.
Согласно Приказу Минтранса РФ №9 он проводит предрейсовый осмотр каждого автомобиля от легковых и грузовых до автобусов и оценивает, как работает и в каком виде:
- тормозная система и рулевое управление;
- внешние световые приборы и звуковой сигнал;
- стеклоочистители и стеклоомыватели;
- двигатель и трансмиссия;
- зеркала заднего вида и стекла;
- системы безопасности и оборудование для перевозки пассажиров или грузов;
- ходовая часть и шины.
После осмотра контролер принимает решение о выпуске автомобиля на линию. Если транспорт исправен — оформляет путевой лист. При обнаружении неисправностей — запрещает выезд и направляет машину в ремонт.
Исходя из задач понятно, что без профессионального обучения контролеру по выпуску автотранспорта на линию не обойтись. Ему надо знать множество вещей от устройства автомобилей, правил безопасности, требований к техническому состоянию транспорта и до принципиально порядка проведения контроля. От его квалификации зависит не только сохранность автопарка, но и безопасность водителей, пассажиров и других участников дорожного движения.
Сколько зарабатывает контролер по выпуску автотранспорта на линию
То, сколько получает контролер по выпуску автотранспорта на линию, зависит от нескольких факторов: размера автопарка, типа транспортных средств и региона работы. Зарплаты по стране сильно варьируются: от 50 000 до 120 000 рублей.
В крупных транспортных компаниях и автобусных парках контролеры получают больше — там выше ответственность и больше машин для проверки. У специалистов, работающих с пассажирским транспортом или спецтехникой, зарплата выше, чем у большинства коллег, которые проверяют только легковые автомобили.
На доход влияет и график работы. Контролеры часто работают в ночные смены и праздничные дни — за это полагаются доплаты. В некоторых организациях есть премии за безаварийную работу автопарка и своевременное выявление неисправностей.
Опыт работы и дополнительные компетенции тоже важны. Контролеры, которые умеют работать с современными диагностическими приборами или разбираются в сложных электронных системах, могут рассчитывать на более высокий оклад.
В небольших компаниях контролеры часто совмещают свои обязанности с работой механика или мастера по ремонту. За такое совмещение обычно доплачивают 30-50% к основному окладу. Поэтому проходить дополнительное обучение контролеру по выпуску ТС рационально и выгодно.
Где пройти курсы на механика по выпуску автомобилей на линию
Согласно Приказу Министерства транспорта № 282, дополнительное обучение на механика по выпуску автотранспорта обязательно для тех, у кого есть:
- Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (училище) по любой специальности;
- Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена (техникум) по любой специальности;
- высшее образование любого профиля.
Проходить обучение на контролера по выпуску автомобилей на линию не нужно только тем, кто уже получил профильную специальность. Она должна входить в одну из двух укрупненных групп: «Техника и технологии наземного транспорта» или «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Пройти курсы механика по выпуску автомобилей на линию можно в учебных центрах ДПО или в колледжах и техникумах на отделениях дополнительного образования — у них есть необходимая материально-техническая база и преподаватели с опытом работы в автотранспортной отрасли.
По сути, диплом о профильном образовании играет роль допуска диспетчера-контролера к работе. Но надо не забывать и про требования к стажу. У тех, кто получил среднее профобразование, это 3 года по основному профилю, для обладателей диплома вуза требований к опыту нет.
Переподготовка механика по выпуску автомобилей
Для работы надо пройти именно профессиональную переподготовку на механика по выпуску автотранспорта. По приказу Минобразования №499 ее длительность не может быть менее 250 часов. Обучение можно пройти как в колледже, так и в учебном центре.
В колледжах на отделении дополнительного образования курсы переподготовки на механика по выпуску стоят от 25 до 35 тысяч рублей. В учебных центрах цены начинаются от 10 тысяч рублей. Разница в стоимости объясняется тем, что колледжи больше ориентированы на обучение по программам среднего профобразования, а не дополнительном обучении.
Кроме базовой переподготовки, учебные центры предлагают программы повышения квалификации для механиков по выпуску автотранспорта, которые уже работают по профилю. Учиться важно, так как техника постоянно совершенствуется: появляются новые типы ДВС, усложняются трансмиссии, внедряются электронные системы управления. Периодическое повышение квалификации механиков автотранспорта позволяет грамотно оценивать техническое состояние современных машин.
Дистанционное (онлайн) обучение на механика автотранспорта
Дистанционное обучение на механика по выпуску автотранспорта разрешено законодательно. Закон «Об образовании» разрешает изучать теорию в онлайн-формате, что актуально для работающих специалистов.
Обучение на механика по выпуску дистанционно удобно:
- Тем, кто работает по сменному графику. Они могут осваивать теорию между сменами или в свободные дни, не привязываясь к расписанию очных занятий.
- Тем, кто часто бывает в командировках. Они получают доступ к учебным материалам из любой точки страны.
- Тем, кто живет в регионах. Они могут учиться в ведущих учебных центрах, не тратя время и деньги на поездки.
Формат дистанционного обучения на механика автотранспорта дает возможность пересматривать сложные темы и лекции столько, сколько необходимо. Вся учебная литература доступна в электронном виде в личном кабинете на онлайн-платформе образовательной организации.
После завершения дистанционного обучения выпускники получают точно такие же документы, как и при очном формате — диплом о профессиональной переподготовке, который имеет аналогичную юридическую силу.
Как получить удостоверение механика (контролера) по выпуску автотранспорта
По законодательству для трудоустройства обязателен диплом о профессиональной переподготовке. Однако на практике многие отделы кадров дополнительно требуют и удостоверение механика по выпуску автотранспорта, поэтому лучше иметь полный комплект документов.
Как правило, получить его можно только в учебных центрах. Они выдают все «корочки» механика по выпуску автотранспорта: и официальный диплом о профпереподготовке, и удостоверение установленного образца. Это исключает дополнительные вопросы при трудоустройстве.
Профессия требует серьезных технических знаний и постоянного развития, ведь автомобильная техника становится все сложнее. Когда вы знаете, как пройти обучение и где получить «корочки» механика по выпуску: удостоверение выпускающего контролера и диплом о профпереподготовке, вам будет проще выбрать и учебное заведение, и формат подготовки.