Моя сила в том, что я трекер, а не продакт или аналитик

Дмитрий Орлов, профессиональный трекер IT-стартапов — об обучении во ФРИИ, работе с молодыми и опытными командами и о том, как нашел себя в профессии трекера

Дмитрий Орлов
трекер ФРИИ

Профессиональный трекер IT-стартапов с 10-летним стажем

Когда произошел первый контакт с венчуром? 

В 1983 году я получил техническое образование, изучая системы автоматического управления в одном из вузов страны. Сразу после выпуска попал в банковскую сферу, где за 25 лет прошел путь от инженера до СЕО и совладельца банка, приобрел бизнес-бэкграунд, опыт в инвестициях и корпоративном управлении. А в 2012 году я познакомился с индустрией стартапов, и это все изменило.

Бизнес в моей прежней сфере был традиционный и консервативный, с понятными задачами. В стартап-культуре я увидел новое: продуктовые исследования, гипотезы, отсутствие правильных ответов и право на ошибки.

Так началась моя вторая жизнь.

Как начинался путь в трекинге?

В то время я старался посещать все мероприятия на тему развития стартапов: в Сколково, Высшей школе экономики. На одной из таких встреч познакомился с ребятами из Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Они заметили мой интерес и предложили пойти в Школу трекеров. Я прослушал курс, попал на стажировку в заочный акселератор ФРИИ, и вот уже почти 10 лет профессионально занимаюсь трекингом.

Несмотря на обучение, первое время ходил на ощупь. Были сомнения, смогу ли принести пользу подопечным. Сильно грузил их своей бизнес-экспертностью и щедро делился контактами. 
 

Сейчас вижу, что это типичные ошибки начинающего трекера, когда «знаешь, как должно быть» и хочешь сделать бизнес за команду, с которой работаешь.

Одновременно присутствовал синдром самозванца, хотелось стать экспертом во всем, с чем приходилось работать. Прослушал множество курсов по управлению продуктом, маркетингу, продажам… И понял, что превращаюсь в швейцарский нож со множеством лезвий, но точу не то, что нужно клиентам — от меня ждали насмотренности и умения помогать принимать решения, ведущие к цели.

Как трекинг стал профессией?

По мере набора часов практики в трекинге росло понимание, как дать ценность подопечным.

Росла и насмотренность. Я работал в корпоративных акселераторах, вел частную практику, работал с командами разных стадий зрелости — от создания продукта до его масштабирования, с проектами из разных отраслей (IT, EdTech, FinTech, Telecom, Retail, SportTech, FoodTech, Farma и MedTech, креативные индустрии и социальное предпринимательство).

Я понял, что профессионально развиваюсь и даю больше ценности клиентам, когда работаю с отраслями, где у меня нет экспертности (нет искушения давать советы) и с сильными грамотными лидерами — они опытные, умеют сами находить необходимую экспертизу, им надо помочь выстроить траекторию и придерживаться ее, фокусироваться на развитии, не распыляться на рутину.

Конечно, бывают и трудные моменты. Некоторые команды приходят с убеждением, что «все пробовали, ничего не работает» и не хотят искать новые подходы. С ними сложно, но если удается изменить такой настрой, появляются и изменения в бизнесе. В такие моменты я понимаю, что действительно помог людям преодолеть внутренние барьеры и начать движение вперед. 

Работа трекера иногда напоминает работу хорошего психолога или коуча, ведь все эти профессии — поддерживающие.

Почему нравится работать именно в акселераторе?

Акселератор для меня — это работа мечты, потому что здесь идет постоянное развитие. Развивается методология, и я сам прогрессирую как трекер.

После каждого набора подводятся итоги, формируются кейсы, обсуждаются инсайты. Потом эти новые знания внедряются в новый поток. Получается такая петля постоянного улучшения: пробуем, анализируем, вносим изменения и снова пробуем, предлагая качественную живую методологию каждой команде, которая к нам приходит.

Этот опыт также упаковывается в учебный материал и преподается в рамках курса продуктового трекинга. В прошлом году я сам повторно прошел этот курс, разложил по полочкам то, что уже знаю, а что-то услышал и осознал по-новому. Было полезно.

С опытом и развитием насмотренности я понял, чем мне так нравится профессия трекера:

  • Я постоянно погружен одновременно в несколько продуктовых проектов, часто из разных отраслей. Вижу разные бизнесы изнутри. Помогаю им развиваться, расту вместе с ними. Меня это сильно драйвит. Акселераторы в этом наиболее полезны, так как через них проходит постоянный поток проектов.
  • Нельзя помочь сложными инструментами. Потому что предприниматели постоянно находятся под сильным давлением. Парадоксально, но почти всегда наилучший эффект получается в результате самых простых действий, например, чтобы сделать что-то важное, достаточно понять, чего делать не нужно. Помочь увидеть, что важно, а что нет — задача трекера.
  • Самый большой вызов — сделать работу владельца бизнеса (продуктолога, маркетолога или сейлза) их же головой и руками. И так, чтобы они получили результат, измеряемый в деньгах, росте бизнеса и доли рынка, и смогли дальше расти уже после завершения нашей работы.
  • В 2018 и 2019 годах я получил премию «Трекер года». Не скрою, что признание коллег приятно. Плюс ко всему, это еще одно подтверждение, что моя работа приносит пользу, а значит, я двигаюсь в правильном направлении.
  • Иногда чувствую себя Гарри Поттером. Помахал палочкой, сказал заклинание, а у людей вырос бизнес.