Интервью Ситидрайва: зачем в каршеринге запустили классический прокат
Денис Шиков, руководитель развития бизнеса, рассказывает о создании проката автомобилей Ситидрайв Рент и перспективах рынка в 2025 году
Руководит группой развития бизнеса, отвечает за открытие новых направлений в городах присутствия Ситидрайва
Почему в каршеринг-сервисе приняли решение развивать направление классического проката автомобилей? И чем он отличается от долгосрочной аренды?
Наш приоритет — предоставить клиентам максимально широкий выбор услуг по аренде автомобилей, чтобы каждый мог найти решение для своих задач. Помимо каршеринга, который позволяет арендовать брендированный автомобиль через приложение на срок от одной минуты до семи дней, в 2023 году мы запустили услугу долгосрочной аренды — это подписка на авто с ежемесячной оплатой.
Таким образом, у нас сформировались два ключевых сценария. Первый — короткие поездки на каршеринге, например, в магазин или на работу. Второй — долгосрочная аренда, которая подходит для тех, кто нуждается в автомобиле от месяца, как альтернатива владению машиной.
Оставался еще один не закрытый сегмент — прокат автомобиля без брендинга от одного дня. Его ключевое отличие от долгой аренды а том, что услуга оформляется через бумажный договор на фиксированный срок до 365 дней. Эта услуга востребована в командировках или туристических поездках, так как не зависит от приложения и интернета. Мы поняли, что такой формат может быть интересен не только нашим текущим клиентам, но и людям, которые пока не знают про каршеринг или не готовы регистрироваться в приложении для одной аренды, например, туристам из регионов, где такие сервисы не развиты.
Насколько развит прокат автомобилей в России? Какая ситуация на рынке?
За последние несколько лет рынок аренды автомобилей трансформировался. Уход иностранных компаний спровоцировал перераспределение их доли в пользу российских игроков, что привело к заметной консолидации отрасли. Крупнейшие операторы присутствуют более чем в 10 регионах России.
Также в исследованиях за последние два года мы видим тенденцию к развитию внутреннего туризма, который оказывает значительное влияние на прокат автомобилей, стимулируя, прежде всего, сегмент среднесрочной аренды. Данные наших опросов показывают, что для большинства жителей Москвы, Санкт-Петербурга и южных регионов России автомобильные путешествия являются предпочтительным видом отдыха — их выбирают около 60% респондентов.
Рост цен на новые автомобили и увеличение стоимости их обслуживания выступают дополнительными факторами, стимулирующими спрос на услуги аренды. Для многих потенциальных покупателей прокат становится выгодной альтернативой приобретению и содержанию личной машины.
Как проходил запуск? С какими трудностями пришлось столкнуться?
Первым шагом стало создание нового бизнес-процесса по оформлению бумажных договоров и передаче ключей, чтобы уйти от цифрового взаимодействия. Так как мы создавали услугу по большей части для туристов, перед нами встал выбор: организовать стойку в аэропорту для удобства аренды сразу по прилете или развивать услугу доставки, чтобы клиенты могли получить машину в любой точке, например, на вокзале или за городом. В итоге было принято решение запустить оба варианта. Вернуть автомобиль тоже можно двумя способами: оставить его в аэропорту или договориться о встрече в удобном месте.
Для запуска был выбран Санкт-Петербург. Этот город привлекает туристов круглый год, здесь стабильный поток путешественников и только один аэропорт, что упрощает организацию.
Конечно, запуск сопровождался трудностями, как и в любом новом проекте. Во-первых, требовалось разработать процессы, согласовать их с аэропортом и обучить сотрудников. Во-вторых, сложно было спрогнозировать реальную загрузку, определить, потребуется ли ночная смена. В процессе работы мы смогли понять, с каких рейсов больше всего туристов обращается за арендой, и теперь выводим в эти часы дополнительных сотрудников.
Насколько отличается операционное управление проката от каршеринга?
Операционное управление прокатом базируется на инфраструктуре нашего каршеринга. Именно поэтому Ситидрайв Рент открылся в городе, где уже работал бренд. Мы также следим за техническим состоянием автомобилей, регулярно проводим осмотры и обеспечиваем безопасность, единственное отличие — количество взаимодействий с каждым автомобилем значительно ниже. Это обусловлено количеством аренд: в среднем в каршеринге каждую машину арендуют 7 раз в день, а в прокате 1 раз в неделю, соответственно снижается износ и потребность в обслуживании.
Кроме того, мы внедрили динамическое перераспределение автомобилей между направлениями бизнеса и городами. Это позволяет эффективно использовать автопарк, адаптируясь к сезонным колебаниям спроса. Например, в периоды низкой загрузки автомобили из проката могут быть направлены в другие подразделения, а в пиковые сезоны — возвращены в Ситидрайв Рент для максимальной доступности.
Благодаря такому подходу мы смогли оптимизировать затраты на операционное управление, что позволило снизить стоимость аренды и сделать услугу более доступной.
Какими были первые результаты?
Запуск сервиса весной 2024 года в Санкт-Петербурге показал высокий спрос: за первую неделю было получение более 1000 заявок, что привело к трехкратному увеличению автопарка Ситидрайв Рент в городе. Более 60% клиентов, воспользовавшихся услугами проката, ранее не были клиентами сервиса.
Наш подход, объединяющий доставку автомобилей и наличие стойки в аэропорту, оправдал себя: примерно половина клиентов выбирали автомобили в аэропорту, а остальные предпочитали доставку в удобное место.
Успешный опыт Санкт-Петербурга способствовал расширению в Москве, Сочи и Нижнем Новгороде. Последний город был запущен в ноябре 2024 года.
С какой целью в итоге чаще всего арендуют автомобили?
В Москве и Санкт-Петербурге средний срок аренды автомобиля составляет 5 дней, в Сочи — 7. В Санкт-Петербурге автомобили чаще всего берут для поездок в Карелию, в Сочи — для путешествий по побережью и в горы, а в Москве — для деловых поездок.
Несмотря на то, что цели поездок в разных регионах отличаются, наибольший спрос на прокат наблюдается именно с целью путешествий — такие поездки составляют 66% от всех аренд. Деловые поездки занимают 15%, а желание разнообразить водительский опыт и попробовать новый автомобиль — 10%.
Какие автомобили пользуются спросом?
Больше всего клиенты интересуются кроссоверами, самым популярным автомобилем стал Geely Coolray — на эту марку авто приходится 30% аренд. А 7 из 10 аренд заключаются с полным или частичным КАСКО и безлимитным пробегом.
Также особым спросом пользуются детские кресла. Изначально в нашем автопарке их было всего пять, но выяснилось, что многие клиенты арендуют автомобили для путешествий с детьми. В результате мы быстро увеличили количество кресел, и сейчас около 30% всех аренд оформляют семьи.
Какие планы по развитию проката в 2025 году?
Проект показал отличные результаты — загрузка автопарка достигла 78%. Это подтверждает его эффективность, и теперь мы планируем масштабировать сервис во все города нашего присутствия.
Дополнительно мы работаем над интеграцией с корпоративным сегментом. Планируем внедрить возможность оплаты с корпоративных счетов и подключиться к популярным сервисам для бронирования деловых поездок. Это позволит компаниям легко бронировать автомобили для сотрудников.