Какие направления выбирает бизнес для устойчивой работы в следующем году

Пока все говорят о предстоящих трудностях, предприниматели выбирают новые стратегии и ищут новые возможности

Ирина Гордыкина
Консультант по репутационному маркетингу юридической компании ЕВЧАТОВ И ПАРТНЕРЫ

Аудит и сопровождение компаний по укреплению репутации бренда. Личный маркетинг основателей бизнеса. Автор деловых игр в маркетинге

Изменения в налоговой системе поставили бизнесу сложные задачи. В этой статье приведу примеры, какие решения видят предприниматели и маркетологи сегодня.

Первое, что все отмечают, платить налоги станет необходимо. Как для себя, чтобы избежать штрафов и проверок, так и для взаимодействия с другими бизнесами. При выборе поставщиков в первую очередь компании будут обращать на это внимание, чтобы получить налоговый вычет. С точки зрения репутации работа с налогами также важный фактор. Для инвесторов законность ведения бизнеса важнее размера планируемой прибыли. 

Потребители продукции станут требовательнее к ее качеству. Доверие покупателя и клиента нельзя обмануть, ошибка будет стоить очень дорого. Повысятся требования к поставщикам сырья, материалов. Появятся возможности у новых бизнесов, инновационных компаний заявить о себе.

Увеличатся вложения в рекламу и маркетинг, одновременно повысятся требования к их эффективности. Маркетологи говорят о постоянно растущей важности контента, вызывающего доверие с одной стороны и хорошо распознаваемого искусственным интеллектом с другой. Стирается граница между маркетингом и PR, между СМИ и соцсетями. Их объединяет общая цель, повышение доверия и усиление репутации компании для роста бизнеса и получения прибыли.

Социальные проекты, партнерство бизнеса и общественных организаций, создание профессиональных сообществ становятся все более востребованными. И опять возвращаемся к доверию. Оно действительно становится ключевым словом в бизнесе.

Клиенты видят, что компания пользуется авторитетом в профессиональной среде. Потенциальные партнеры находят общие точки роста. Члены сообщества делятся успешными кейсами и сделанными ошибками. Профессиональные конференции, премии, выставки становятся важными не только в репутационном плане для новых контрактов, но для обмена мнениями и знаниями. 

Чего же все-таки не хватает бизнесу сейчас, на что хочется обратить внимание.

В первую очередь, нет анализа текущей обстановки, Что происходит в своей нише, в бизнесе и экономике страны, в настроении людей. Просто оторвать глаза от своих отчетов и посмотреть вокруг. Многие бизнесы не интересуются даже массовой рекламой на телевидении, в интернете. Порой считают своей новой идеей то, что уже давно работает.

Возьмем, к примеру, мобильные приложения. Несколько лет назад иметь свое мобильное приложение могли себе позволить только  крупные компании. Сейчас создать приложение вполне доступно. 

Вопрос один — зачем?

Разговаривала с предпринимателем, который начал бизнес в этом году с создания мобильного приложения. Жалуется, что люди не хотят в него заходить. Личным маркетингом и развитием соцсетей не занимается. Информация, находящаяся в мобильном приложении, может передаваться пользователям обычными способами в личной переписке.

Какие задаю вопросы в таких случаях:

  • сделана ли оценка востребованности новых мобильных приложений у целевой аудитории и в целом на рынке;
  • есть ли понимание возможностей продвижения приложения в магазинах приложений;
  • рассматривает ли возможность размещать рекламу в мобильном приложении и знает ли о такой возможности.

Подставьте в эти вопросы слова AI-ассистент, нейросеть, чат-бот с описанием их возможностей и ответьте сами себе, нужны ли они сейчас вашему бизнесу.

Посмотрите, насколько использованы имеющиеся возможности CPM, сайта, социальных сетей, того же мобильного приложения, если оно уже работает.

В моем примере на все вопросы ответ «Нет». Мобильное приложение создавалось без анализа, без изучения всех современных возможностей и мнения потенциальных пользователей.

Второе и не менее важное, о чем настало время подумать. Это оцифровка возможностей бизнеса, внешних и внутренних рисков.

Обычно стратегия строится на полном анализе всех показателей за наибольший возможный период. Например, если бизнес существует 10 лет, но первые два года был период проб и ошибок, то для создания стратегии берутся все показатели за 8 лет. Ставится задача на следующие периоды, например, год, 5 и 10 лет.

Расчет строится по трем сценариям.

Простым языком это выглядит так:

  • если все пойдет не по плану (пессимистичный прогноз),
  • все пойдет как запланировано (стандартный прогноз),
  • все пойдет лучше, чем ожидалось (оптимистичный прогноз).

Для малого бизнеса может быть важной одна цифра. На сколько процентов есть уверенность в получении желаемого результата. Бизнес не может принести 100% запланированный результат в долгосрочной перспективе. Есть много факторов, которые не учтены на старте и которые появляются в процессе деятельности.

 Важность стратегии, внешнего аудита и консалтинга в обнаружении факторов риска, которые на первом этапе не мешают развитию, но затем могут разрушить бизнес.

Зачем находить и описывать риски. 

Причин несколько:

  • заложить в бюджет убытки от осуществления рисков;
  • понимать соотношение негативных последствий и возможной выгоды;
  • научиться видеть препятствия и возможности и пути их использования;
  • понимать, что риски могут быть не только экономические, но и репутационные.

Много говорят о том, что ошибки тоже опыт, на них нужно учиться. Когда есть определенный запас прочности и ошибка малозначительная, то возможно. Если эта ошибка не наносит вред репутации и не подрывает доверие людей и партнеров по бизнесу.

Современные исследования показывают, что человеку достаточно одной неудачной покупки, чтобы он перестал покупать продукцию этой марки. Почему верю этому факту? Сама так делаю.

Знаю примеры, как с этим риском работают крупные торговые сети. Потому что испорченная репутация и привлечение новых клиентов обходятся намного дороже, чем удержание нынешних. 

Изменение налоговой системы заставит многие бизнесы «повзрослеть», научиться мыслить стратегически, внедрять финансовую дисциплину, искать и находить возможности, которые уже есть.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше