Почему автомобиль в Китае — не роскошь, а средство передвижения
Какие автомобили доступны для среднестатистического китайца, и почему россиянину остается только мечтать об аналогичных машинах, даже обладая сравнимым доходом
Директор китайского дивизиона China Car Club
В 2022 году в Китае было продано более 26,8 миллиона новых автомобилей. В России за то же время совокупные продажи легковушек остановились на отметке 687 тысяч штук. Разница — почти четыре порядка, хотя по численности населения Китай впереди только в десять раз. Почему для китайцев автомобиль перестал быть предметом роскоши, и как соседней стране удалось добиться невиданных темпов роста автомобилизации — в нашем материале.
![Почему автомобиль в Китае — не роскошь, а средство передвижения](https://s.rbk.ru/v1_companies_s3/media/news_body_images/c3172ee6-6ff1-4d88-93d3-8538a232b84c.jpg)
Принципиальное отличие транспортного налога в Китае и России
Покупка автомобиля сопряжена с платежами в госбюджет. Налоговое законодательство в каждой стране уникально: к примеру, в Китае налог на автомобили зависит от объема двигателя, а в России — от его мощности. В Поднебесной действуют ставки акциза, известного как «налог на выброс». Он включен в стоимость автомобиля и рассчитывается, как процент от стоимости:
- для моторов объемом до 999 см3 акциз составляет 1%;
- от 1000 до 1599 см3 — 3%;
- от 1600 до 1999 см3 — 5%;
- от 2000 до 2499 см3 — 9%;
- от 2500 до 2999 см3 — 12%;
- от 3000 до 3999 см3 — 25%;
- свыше 4000 см3 — 40%.
В Российской Федерации при определении транспортного налога для легковых автомобилей смотрят на мощность двигателя. Для примера возьмем тарифную сетку Москвы (в регионах ставки могут быть ниже):
- для моторов мощностью до 100 л. с. — 12 ₽/л.с.;
- от 100,01 до 125 л. с. — 25 ₽;
- от 125,01 до 150 л. с. — 35 ₽;
- от 150,01 до 175 л. с. — 45 ₽;
- от 175,01 до 200 л. с. — 50 ₽;
- от 200,01 до 225 л. с. — 65 ₽;
- от 225,01 до 250 л. с. — 75 ₽;
- от 250,01 и выше — 150 ₽.
Поскольку даже малолитражные двигатели стали довольно мощными, в России владельцы современных автомобилей с турбомоторами платят повышенный налог. В Китае подход другой: там считают, что логичнее связать налоговую ставку с рабочим объемом двигателя. Из-за этого шкалу «налога на автомобиль» в Китае можно считать прогрессивной.
Политика китайских властей заключается в следующем: если вы обеспеченный человек и планируете приобрести спортивный или роскошный автомобиль с огромным двигателем, будьте готовы заплатить больше. При этом практически все массовые автомобили оснащаются бензиновыми двигателями рабочим объемом до 2,0 литра, и налог оказывается невелик.
Из-за специфической системы налогообложения в Китае, Mercedes-Benz выпускает спецверсию G-Class с двигателем объемом 1991 кубический сантиметр, вместо обычного V8 4.0. За такой малолитражный «Гелик» придется заплатить в казну 5% стоимости, вместо привычных 25%. Даже для покупателей премиум-внедорожников это существенная экономия.
![Почему автомобиль в Китае — не роскошь, а средство передвижения](https://s.rbk.ru/v1_companies_s3/media/news_body_images/e207c88b-07f3-483c-96cd-3e46d3235f1b.jpg)
Как регион проживания влияет на стоимость автомобиля
В нашей стране транспортный налог с автомобилей привязан к субъекту Российской Федерации. Это означает, что деньги, полученные от владельцев машин, остаются в регионах, а не идут в федеральный бюджет. Размер налоговых ставок определяются властями каждого региона. Например, в Москве фактическая ставка для автомобилей с мощностью от 175,01 до 200 л.с. составляет 50 ₽, в Брянске — 40 ₽, а в Чечне — 25 ₽.
В Китае схема другая: в разных частях страны автомобиль одной и той же модели стоит по-разному! Переплачивать приходится жителям мегаполисов, а дороже всего машины стоят в Пекине. Разница в ценах невелика, но и «обмануть систему» проблематично.
Почему покупать электромобили в Китае выгодно
Не секрет, что автомобили с электромоторами постепенно вытесняют аналоги с двигателями внутреннего сгорания. В авангарде процесса — Китай. Местные власти давно и весьма активно занимаются поддержкой электротранспорта.
В Поднебесной действует программа переработки батарей, а на замену электромобилей предоставляются дотации. При покупке электрокара или гибрида линейки «Новая энергия» власти готовы скомпенсировать до 3000 юаней (400 долларов). Для компактных городских автомобилей это значимая сумма. К примеру, популярный сити-кар Wuling Mini стоит от 32 800 юаней (4500 долларов).
Еще существует специальная программа возврата средств, потраченных на зарядку автомобиля. Скомпенсировать можно только половину затрат, но не более 100 юаней в месяц (14 долларов).
Эти и другие факторы (например, масштабное производство аккумуляторов для электромобилей) способствуют активному развитию электротранспорта и зарядной инфраструктуры в стране. Автозаводы КНР массово выпускают электромобили, что делает их относительно недорогими и доступными широкому кругу потребителей.
![Почему автомобиль в Китае — не роскошь, а средство передвижения](https://s.rbk.ru/v1_companies_s3/media/news_body_images/68a95c82-bbc9-4dca-9a05-49c39c228201.jpg)
Почему автомобиль в Китае уже не является роскошью
Конечно, рост продаж новых автомобилей в Китае стимулируют не только прогрессивная система налогообложения и государственные субсидии. Экономика КНР на подъеме, а среднемесячная заработная плата в Китае составляет около 9500 юаней (около $1300). Для сравнения седан-бестселлер Volkswagen Bora стоит от 76 тысяч юаней (10 500 долларов), так что для семьи с двумя работающими супругами покупка новой машины не обременительна.
В России среднемесячная зарплата ниже (70 300 рублей или 760 долларов), а автомобили существенно дороже. Стоимость бюджетной машины, ввезенной из-за рубежа, после уплаты таможенных сборов и оформления документов увеличивается вдвое. В итоге, импортные модели становятся недоступными для россиян, а выбор отечественных автомобилей невелик.
В Китае завидное разнообразие машин, а ожесточенная конкуренция вынуждает дилеров предлагать большие скидки на устаревающие модели. Автомобили регулярно обновляются, и в каждом сегменте есть из чего выбирать. Среднестатистическая китайская семья может себе позволить обновлять автомобиль каждые 3-5 лет: в России о таком остается только мечтать.