LCH.LEGAL 23 октября 2024

Как изменения законодательства повлияют на управление в ООО и АО

Новая корпоративная жизнь обычных ООО и АО: какие изменения законодательства стоит учесть бизнесу

Специализируется в области договорного, корпоративного, трудового права и охраны труда. Представляет интересы клиентов в судебных разбирательствах при корпоративных конфликтах и коммерческих спорах.

Новые правила для назначения директора

С 1 сентября 2024 года решения об избрании или назначении единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора) ООО, кроме ряда специфических случаев, подлежат обязательному нотариальному удостоверению, по аналогии с решениями об увеличении уставного капитала.

Закрепить уставом иной, альтернативный, порядок нельзя. Обращаться к нотариусу придется и в случае, когда в обществе только один участник. Решение, принятое без соблюдения нотариальной формы, будет ничтожным.

Данные изменения введены в целях защиты интересов участников и имущества ООО от случаев нелегитимной передачи полномочий руководителя иному лицу вопреки волеизъявлению собственников компании.

Теперь при подаче заявления в ЕГРЮЛ об изменении сведений о руководителе ООО заявителем является нотариус. По большому счету присутствие нового (и тем более — старого) директора вообще не требуется. Нотариусу достаточно протокола ОСУ о принятии соответствующего решения о замене директора.

На практике изменение порядка подачи заявления в регистрирующий орган о назначении нового руководителя ООО может означать невозможность единовременного внесения в ЕГРЮЛ сразу нескольких изменений. К примеру, если участниками, кроме смены директора принято решение о введении дополнительных видов деятельности, по второму решению заявителем должен быть директор, а не нотариус. Это означает, что сначала необходимо принимать решение о смене директора, дожидаться регистрации этого факта, а только потом вносить другие изменения в ЕГРЮЛ.

В законе не установлено, что нотариальному удостоверению подлежит также и решение о продлении полномочий единоличного исполнительного органа. Нельзя исключать, что новые правила на практике будут расширительно истолкованы, особенно, банками, в которых ООО открывает счета.

Новые правила для назначения ликвидатора

Правила, аналогичные описанным выше, будет действовать и в случае назначения ликвидатора Нотариус в этом случае также выступает заявителем при предоставлении уведомления о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии).

Уточнены правила «совмещения должностей»

Для ООО и АО введено правило, согласно которому единоличный исполнительный орган и члены правления (коллегиального исполнительного органа) не могут составлять более 1/4 состава СД и не могут занимать должность его председателя.

Ранее только для директора существовал запрет занимать должность председателя СД, а ограничение в 1/4 состава распространялось исключительно на членов правления.

Расширен перечень информации в ЕГРЮЛ

С 1 сентября 2024 года в ЕГРЮЛ вносится информация об арестах, наложенных судом или судебным приставом-исполнителем на долю в уставном капитале ООО. Ранее в реестре отражалась информация о залоге.

Новые правила разграничения компетенции органов ООО

Изменены нормы Закона об ООО о передаче полномочий от ОСУ в пользу СД. Раньше было не ясно, какие полномочия ОСУ можно передать, а какие — нельзя. Теперь в законе установлен перечень вопросов исключительной компетенции ОСУ: передавать их на разрешение других органов управления запрещается.

К примеру, не могут передаваться СД полномочия по:

  • наделению участников дополнительными правами или обязанностями и их прекращению,
  • даче согласия участнику на передачу принадлежащей ему доли в залог третьему лицу,
  • одобрению продажи доли, принадлежащей обществу, третьему лицу,
  • принятию решения о совершении крупной сделки в отношении имущества стоимостью более 50 процентов активов общества.

В компетенции ОСУ также остается утверждение устава, годовых отчетов и распределение прибыли, а также решение реорганизации и ликвидации общества.

Новшество крайне полезное, но возможно не до конца доработанное. К примеру, к исключительной компетенции ОСУ не отнесено утверждение вкладов в имущество, следовательно, данный вопрос может быть передан на разрешение СД. Это потенциально может вызвать корпоративный конфликт, если не все участники представлены в СД.

Также не до конца ясно, какой должен быть подход с внутренними документами общества: согласно новым нормам принятие таких документов  отнесено к исключительной компетенции ОСУ, однако одновременно в Законе об ООО сохраняет силу положение, согласно которому «утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества)» может быть отнесено к компетенции СД».

Аналогичным образом в Законе об ООО описаны полномочия, которые не могут передаваться правлению (коллегиальному исполнительному органу). Мы этот вопрос здесь не рассматриваем, поскольку правление в российских ООО — это достаточно редкое явление.

Новые правила разграничения компетенции органов АО

Для АО в закон внесены схожие изменения. Разница в том, что вопрос о том, какие из полномочий ОСА могут быть переданы СД, был решен в законе уже достаточно давно.  В пользу СД. Существующий перечень вопросов, которые АО не вправе делегировать СД, остался прежним. 

При этом с августа они включены в более широкий перечень вопросов, не подлежащих передаче правлению, в частности, принятие решения о назначении аудитора, ревизора АО, избрании членов счетной комиссии и досрочном прекращении их полномочий, утверждении внутренних документов общества.

На разрешение правлению (коллегиальному исполнительному органу) непубличного АО можно передать вопросы: 

  • выплаты (объявления) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев;
  • утверждения годового отчета;
  • принятия решения об участии общества в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций.

Законодатель отдельно указал, что передача вопросов, отнесенных к компетенции ОСА, не влечет возникновения у акционеров права требовать выкупа принадлежащих им акций, предусмотренного статьей 75 Закона об АО (Пункт 2 статьи 48 Закона об АО).

Наиболее существенные изменения коснулись форм и правил проведения ОСУ и ОСА.

Во-первых, выделены три способа принятия решений общим собранием: заседание, в том числе с дистанционным участием; заседание, голосование на котором совмещается с заочным голосованием; голосование без проведения заседания (заочное голосование).

Во-вторых, каждому из способов законодатель уделил много внимания и зафиксировал подробные правила их подготовки и проведения.

 Дистанционные ОСУ / ОСА

Сейчас правила проведения дистанционных общих собраний предусматриваются уставом или единогласным решением акционеров (участников). При этом каждое общество организует согласно своему видению. С 1 марта 2025 года в законе появятся общие правила.

Для проведения общего собрания дистанционно будет необходимо соблюсти два условия:

  1. Достоверное установление лица, принимающее участие в дистанционном собрании. С 1 сентября 2027 года для идентификации будет применяться УКЭП, а также, если предусмотрено в уставе, УНЭП, Единая система идентификации и аутентификации или Единая биометрическая система. На переходный период общество самостоятельно определяет в уставе способы достоверного установления личности участника дистанционного собрания.
  2. Предоставление дистанционному участнику возможность участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать по ним. Так, при проведении дистанционного собрания должна быть обеспечена трансляция изображения и звука заседания в режиме реального времени с доступом к ней всех голосующих участников (акционеров) общества.

До проведения дистанционного собрания у участников должна быть возможность ознакомиться с информацией и материалами к собранию на сайте, при этом в законе не указано, что это обязательно должен быть сайт общества. Полагаем, что это может быть и специально созданная закрытая интернет-страница, доступ к которой предоставляется по прямой ссылке или иным образом ограничивается для лиц, не являющихся участниками собрания.

После проведения дистанционного собрания общество обеспечивает хранение записи трансляции заседания вместе с протоколом общего собрания участников (акционеров) общества в течение срока их хранения. Способ хранения записи не предусмотрен, возможно, это может быть электронный носитель или облачный диск. 

Для дистанционного собрания предусмотрено особое основание признания его несостоявшимся — существенные технические неполадки, вследствие которых провести заседание невозможно. Пока непонятно, как оценивать наличие неполадок и их существенность и как пресечь злоупотребления со стороны участников. Не исключено, что вскоре нам придется столкнуться с волной корпоративных споров по этому вопросу.

Заседание, совмещенное с заочным голосованием (не путать с дистанционным собранием)

Заочное голосование может проводиться с помощью бумажных и электронных бюллетеней.

Если уставом предусмотрено использование электронных бюллетеней, то в уведомлении об ОСУ / ОСА необходимо указать адрес электронной почты для направления бюллетеней. В нем же может быть предусмотрено использование других электронных либо иных технических средств, а также способы подписания бюллетеней (УКЭП, УНЭП, или простая электронная подпись с идентификаций в Единой системе идентификации и аутентификации или Единой биометрической системе).

При проведении собрания лица, проголосовавшие заочно, смогут принимать в нем участие без возможности голоса.

Общество может установить в уставе правила подготовки к проведению заседания или заочного голосования при условии, что они не лишают лиц, имеющих право голоса, права участвовать в принятии решений общего собрания и получать информацию о его проведении.

Уточняется порядок работы совета директоров ООО

С 1 марта 2025 года в Законе об ООО устанавливается порядок работы СД. Его решения смогут приниматься теми же способами, что и решения ОСУ, и будут фиксироваться путем подписания протокола. Также вводится кворум — не менее половины от числа избранных членов СД, при этом кворум может быть увеличен уставом.

Не позднее трех дней после даты проведения заседания (заочного голосования) необходимо будет оформить протокол СД, обязательные элементы которого закреплены в законе.

Порядок подготовки и проведения заседания (или заочного голосования) определяется уставом или внутренним документом общества.

24 октября, в 11:00 состоится вебинар, посвященный актуальным изменениям в законодательстве для АО и ООО. На вебинаре будут подробно рассмотрены ключевые нововведения и их влияние на процессы управления компаниями. Подробности по ссылке.