Доля закрытых в срок займов выросла по итогам февраля

Платежная дисциплина клиентов МФО в сегменте займов до зарплаты по итогам февраля 2024 года улучшилась в сравнении с аналогичными периодами двух прошлых лет

Так, доля коротких займов от общего объема выдач, закрытых в срок, в феврале 2024 года оказалась на 2 процентных пункта выше, чем в аналогичный период 2022 года, и на 1 процентный пункт выше показателей 2023 года.

При этом динамика по досрочно закрытым займам в январе отсутствовала 2 года подряд, а в 2024 году объем по этому показателю увеличился сразу на 2 процентных пункта в сравнении с предыдущими периодами. Февральские показатели 2024 года оказались на 6 п.п выше показателей 2022 года за аналогичный период, и на 5 п.п. выше показателей 2023 года, соответственно.

При этом традиционно в январе-феврале наблюдался незначительный спад платежной дисциплины заемщиков, так, с января по февраль 2022 года включительно доля погашенных в срок краткосрочных займов была в среднем на 1,4 процентных пункта ниже среднегодового показателя, а в аналогичный промежуток в 2023 году — на 1,1 п.п , соответственно.

 Аналитики связывают это с сезонными колебаниями в бюджете клиентов — так, январь традиционно считается месяцем трат, так как часть людей получают зарплату до новогодних праздников и успевают ее истратить в первую декаду месяца, а часть — едет в отпуск, что тоже является дополнительной нагрузкой для бюджета. Февраль же является месяцем стабилизации, когда клиенты вступают в режим жесткой экономии из-за чрезмерных расходов в январе. 

Примечательно, что в 2024 году не только показатели января, но и значения февраля демонстрируют положительную динамику в сравнении с показателями прошлых периодов. 

«Подобную динамику можно связать сразу с несколькими факторами. Во-первых, происходит органическое изменение портрета клиента. Общая финансовая осведомленность заемщиков повышается и продолжается умеренный переток банковских клиентов в МФО. Во-вторых, усиливают эффект регуляторные изменения. Так, с октября прошлого года финансовые организации в рекламе услуг обязаны указывать полную стоимость продукта. Эта инициатива должна была способствовать формированию более сознательного подхода заемщика к своим финансовым обязательствам. Также с этого года МФО должны предупреждать заемщика с ПДН выше 50% о его высокой долговой нагрузке, это тоже может косвенно способствовать более четкому восприятию клиентом его долговых обязательств.

Не стоит забывать, что регуляторика напрямую влияет и на скоринговую политику компаний — с 1 января 2024 года даже займы до 10 тысяч рублей стали учитываться в ПДН, что, конечно, отразилось на коммуникации клиента и компании. Если клиент видит, что доступность заемных средств сокращается, он будет стараться закрыть заем в срок, чтобы поддерживать лимит по заемным средствам на приемлемом уровне», — считает генеральный директор ООО МФК «Джой Мани» Максим Пащенко.