Антон Глушков рассказал «Стройгазете» о векторах развития стройотрасли
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков рассказал в интервью о перспективах и современных решениях в в отечественном стройкомплексе
Член Коллегии Министерства строительства и ЖКХ РФ, руководитель Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрой и ЖКХ РФ.
Антон Николаевич, вы неоднократно говорили, что кадровый дефицит- главный вызов, стоящий перед стройотраслью России. Какие пути решения этой проблемы вы видите?
По опросам членов саморегулируемых организаций, две трети строительных компаний ощущают дефицит рабочих. На протяжении 2024 года потребность российской стройки в кадрах составляла примерно 200 тысяч человек. Среди специалистов, в которых нуждается отрасль, лидируют бетонщики, арматурщики, штукатуры, сварщики, каменщики и отделочники. И такая ситуация — практически во всех регионах страны. Раньше можно было привлекать людей из других отраслей и стран рублем, но сейчас такой возможности нет.
Наметилась тенденция, когда девелоперы готовы инвестировать в профессиональную переподготовку и повышение квалификации действующих сотрудников, а также вкладывать ресурсы в целевое обучение будущих специалистов и иностранной рабочей силы. Но когда работодатель идет на такие траты, ему нужна гарантия возврата средств. Компаниям необходимо сосредоточиться не только на соблюдении прав работника с точки зрения трудового законодательства, но и на том, чтобы вложенные ими в формирование кадрового потенциала инвестиции окупились. Это должно иметь комплексный характер, включать трудовые контракты, обязывающие специалиста отработать определенное время, чтобы вернуть потраченные средства, и целевой набор, закрепляющий иностранного гражданина за конкретным работодателем, заключившим с ним договор, а также систему профессиональной мотивации, связанную с повышением производительности труда и уровнем грамотности инженерно-технического персонала.
Резкое снижение объемов строительства сегодня невозможно, поскольку продолжают возводиться долгосрочные объекты. Соответственно, надеяться на то, что кадровый голод в стройке быстро уйдет, тоже не приходится. При нынешнем низком уровне безработицы вопрос сохранения трудовых коллективов крайне важен.
Второй тренд, который мы сейчас отмечаем, — работодатель готов тратиться на автоматизацию, средства малой механизации. Но, безусловно, они должны быть быстро окупаемы. Если срок окупаемости составит полгода, то работодатель будет активно инвестировать в эту сферу, но если времени потребуется больше, то на фоне неритмичной загрузки строительного комплекса мало кто пойдет на это.
Амбициозная задача отрасли — повышение производительности труда на 21%. Ее решением занимается и Национальное объединение строителей, популяризируя технологии и практики оптимизации ручного труда и автоматизации. Примеров, когда трудоемкость процесса с точки зрения эффективности работы одного специалиста снизилась в разы за последние 5-6 лет, достаточно много. Например, механизированная штукатурка помещений, начинавшаяся как что-то сложное, сейчас стала массовой практикой, в целесообразности которой никого не нужно убеждать; полусухое производство стяжки полов — было экспериментальной технологией, а теперь применяется повсеместно.
Не планирует ли НОСТРОЙ использовать ИИ для профессиональной оценки иностранных специалистов?
НОСТРОЙ разрабатывает цифровые механизмы в процессе подбора иностранных рабочих, использует программно-аппаратный комплекс, на базе которого иностранцы могут в электронной форме пройти экзамен по наиболее востребованным профессиям. Это удобно и для работодателей, поскольку существенно экономит их время и затраты на организацию проверки квалификации, и для самих иностранцев, так как гарантирует объективную и беспристрастную оценку их уровня компетенций.
Но опять хочу подчеркнуть: необходимо идти к сокращению численности иностранных рабочих, сконцентрировавшись на повышении производительности труда и обеспечивая развитие за счет собственного кадрового потенциала.
Минстрой намерен повысить ответственность саморегулируемых организаций в сфере строительства. Нужно ли это делать именно сейчас и в каких сегментах?
Усиление ответственности СРО — необходимый шаг для повышения доверия к отрасли. Саморегулируемые организации играют важную роль в установлении стандартов и контроле за деятельностью строительных компаний, однако их ответственность перед конечным потребителем порой недостаточно прозрачна. Укрепление механизмов обратной связи, больший дисциплинарный контроль за членами СРО помогут повысить качество выполняемых работ. Но одного повышения ответственности мало — должен быть строже контроль за соблюдением стандартов качества и безопасности. Тогда мы сможем добиться снижения числа недобросовестных участников рынка.
Предлагаемые изменения, предусматривающие введение общих стандартов деятельности СРО, позволят реформировать систему саморегулирования, продолжить формирование полноценной системы контроля и ответственности в этой сфере.
Модульные технологии — один из инструментов повышения темпов строительства. Какие шаги необходимо предпринять для популяризации префабрицированной продукции в нашей стране?
Модульное строительство относится к наиболее перспективным направлениям развития отрасли для достижения плановых показателей по ежегодному вводу в эксплуатацию не менее 120 млн кв. метров жилья к 2030 году. Без применения этих технологий будет проблематично достичь планируемых цифр. Целевые показатели увеличения доли индустриального домостроения, в том числе панельного, сборно-монолитного каркаса, блочно-модульного, деревянного обозначены в Стратегии развития стройотрасли до 2030 года. В общем объеме капитального строительства доля таких объектов может составлять 75%, что вполне достижимо в обозримом будущем.
Как обеспечить загрузку предприятий вне зависимости от того, производят ли они для ИЖС, МКД либо какие-то полуфабрикаты заводской готовности? Это прежде всего вопрос транспортной доступности и логистики. В этом смысле обширная география страны — наш основной вызов.
Делегация НОСТРОЙ осенью минувшего года побывала в Китае, где местное правительство установило нормы проектирования: в структуру объектов недвижимости проектные организации обязаны закладывать не менее 40% префабрицированных изделий. Думаю, это правильный подход, потому что он позволяет снижать себестоимость и загружать производство. Не всегда проектировщики или подрядчики этой логикой довольны, потому что она усложняет некоторые процессы в плане логистики, но глобальный эффект достигается. На мой взгляд, это целесообразная административная норма.
В России сейчас благоприятные условия для развития производства стройматериалов, но рост цен на них не прекращается. С чем это связано на сей раз? Как его замедлить?
НОСТРОЙ для защиты интересов строительных компаний с 2021 года проводит мониторинг роста стоимости строительных материалов. Во II полугодии 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023-го наблюдался рост по следующим позициям: раствор цементный — 20,2%, песок — 17,2%, кирпич керамический — 15,4%, доска хвойных пород — 14,1%, смеси асфальтобетонные — 13%.
При этом по ряду строительных материалов отмечалось снижение цен: сталь арматурная — 23,5%, сталь листовая оцинкованная — 14,5%, битум — 12,7%, трубы стальные — 10,4%.
Рост стоимости строительных материалов по итогам 2024 года выше инфляции, которую показывает Росстат, и значительно выше той, которая заложена в контрактах со сроком реализации более года. Сложившийся финансовый разрыв в таких контрактах подрядные компании не могут и не должны воспринимать как свои финансовые риски. Риск может измеряться в уровне прогнозной инфляции, которую дает государство, а если стоимость ресурсов растет быстрее инфляции — это уже непредвиденные факторы, которые должны быть компенсированы заказчиком. Строительное сообщество рассчитывает на продление постановления правительства РФ №1315, позволяющего корректировать стоимость контрактов. В условиях дорогих денег это становится жизненно важным фактором для строительной отрасли.
Бороться административными методами с ростом цен на стройматериалы очень сложно. Все-таки должны быть конкуренция и открытая информация, программные комплексы, оптимизирующие логистику и обеспечивающие равномерную загрузку всех производителей строительных материалов. Необходимо повышать рыночную прозрачность, снижать непроизводственные затраты производителей строительных материалов, чтобы оптимизировать структуру издержек.
В плане цен на строительные ресурсы в 2025 году мы надеемся, что их рост не превысит прогнозную инфляцию в 4-5%. Именно на эту ставку нацелена денежно-кредитная политика Центробанка. О всех фактах превышения данного параметра мы будем сообщать в ФАС России.
Проблема фальсификата также стоит на повестке дня. Как вы ее оцениваете? Какие шаги предпринимает НОСТРОЙ по ее решению?
Для борьбы с фальсификатом НОСТРОЙ при поддержке Минстроя России, Минпромторга и Федеральной налоговой службы создал Национальный реестр добросовестных производителей и поставщиков строительных ресурсов. В него входят только те субъекты предпринимательской деятельности, которые соответствуют критериям добросовестности, а их продукция успешно прошла испытания на платформе Лабораторного кластера.
Продукция таких производителей и поставщиков получает маркировку «Знак качества НОСТРОЙ», что исключает фальсификат. Причем соответствие «Знаку качества НОСТРОЙ» нужно подтверждать ежегодно, так что наши производители сами заинтересованы в поддержании высоких стандартов качества своей продукции. Выпускать некачественную продукцию просто становится невыгодно.
Согласно базовому сценарию реализации Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, доля фальсифицированных строительных материалов к 2030 году должна сократиться на 50%, к 2035 году — на 80%, и мы уверенно движемся в этом направлении.
ЦБ последовательно повышает ключевую ставку, что существенно удорожает кредиты для строителей. Как этот курс отразится на стройкомпаниях в ближайшей и среднесрочной перспективе?
Повышение ключевой ставки приводит к удорожанию займов для застройщиков, что может повлечь сокращение инвестиционной активности и замедлить реализацию крупных девелоперских проектов, рентабельность которых изначально рассчитывалась при более низких ставках. Безусловно, текущая экономическая ситуация требует адаптации строительного бизнеса с помощью сокращения расходов или использования иных механизмов поддержки отрасли.
В первую очередь, высокая ключевая ставка сказывается на себестоимости строительства, по этой причине некоторые девелоперы высказывают опасения относительно замедления реализации проектов в среднесрочной перспективе. В связи с этим отмечу, что установление моратория на взыскание неустойки с застройщиков будет способствовать поддержке отрасли.
Что может стать альтернативой для льготных ипотечных программ?
Строительный рынок постепенно переориентируется на субсидирование от застройщиков. Совместно с банками-партнерами девелоперы стараются предложить покупателям максимально гибкие условия приобретения недвижимости по ипотеке: низкие процентные ставки, «ипотеку по двум документам» и т. д. Также популярность набирает траншевая ипотека, которую еще называют «ипотека за рубль» — по сути это кредит на покупку жилья в новостройке, при котором оплата застройщику производится банком, чаще всего, двумя траншами. Среди других механизмов поддержки населения активно обсуждается механизм жилищных ипотечных сертификатов, устанавливающий право на субсидию для покупки жилья.
Введение льгот на покупку жилья для разных категорий населения с соблюдением обязательных для них условий в конечном итоге может позволить обеспечить жильем большинство нуждающихся в нем граждан.
Делегация НОСТРОЙ уже несколько раз побывала в Китае. Какие достижения китайских строителей вас удивили? Что можно было бы перенять у них, чему мы можем их научить?
Китай — одно из главных направлений расширения международной деятельности НОСТРОЙ. Еще на полях форума 100 + TechnoBuild в Екатеринбурге мы с коллегами из Союза Русско-Гуандуньских предпринимателей определили ключевые векторы сотрудничества, и уже в середине октября 2024 года российская бизнес-миссия отправилась на 136-ю Кантонскую ярмарку в Гуанчжоу для того, чтобы там рассказать о возможностях российского строительного рынка для ведения их бизнеса и ознакомиться с тем, что Китай может предложить России. В составе делегации были как представители саморегулируемых организаций, так и руководители компаний строительной отрасли, которые заинтересованы в налаживании новых связей и развитии российско-китайского бизнеса.
Как вы оцениваете перспективы строй-отрасли России в новом году?
Сегодня нам всем есть чем гордиться. В 2024 году российский стройкомплекс успешно справился со всеми сложностями. Все это — заслуга строителей! Так что я с оптимизмом смотрю в будущее.
В прошлом году Национальному объединению строителей исполнилось 15 лет. За прошедшие годы НОСТРОЙ проделал огромную работу по совершенствованию механизмов саморегулирования. Доступ на рынок строительства множества компаний стал прозрачным, а уровень качества и безопасности значительно вырос. Благодаря нашим совместным усилиям и при поддержке профильного ведомства — Минстроя России — система саморегулирования стала эффективной альтернативой лицензированию, а также надежным фундаментом для роста и развития строй-отрасли.
В России начинается работа по новому национальному проекту «Инфраструктура для жизни», в рамках которого определены основные приоритеты работы до 2030 года. Одними из ключевых направлений станут модернизация коммунальной инфраструктуры, комплексное развитие территорий. Теперь в проекты КРТ можно будет включать объекты индивидуального жилищного строительства и дома блокированной застройки. Определен порядок строительства инфраструктуры, чтобы она не отставала от возведения жилья и проекты оставались интересными для застройщиков. Также сокращено количество зон с особыми условиями использования территорий и ограничений в них.
В правительстве продолжается работа по сокращению инвестиционно-строительного цикла. За счет исключения устаревших согласований и избыточных процедур исчерпывающий перечень сокращен до 600 процедур, а продолжительность инвестиционно-строительного цикла — до 1 300 дней. Задача — сократить срок до 1 000 дней.
2025 год для стройиндустрии может оказаться временем значительных преобразований. Успех будет зависеть от способности адаптироваться к новым технологиям, изменениям в законодательстве и глобальной экономической обстановке.
© Строительная газета, Сергей Зеленцов