«Грузовичкоф» 19 января 2024

Тренды внутригородской логистики в 2024 году

Сервис проанализировал изменения на рынке в 2023 году и составил свой прогноз тенденций на 2024

Михаил Назаров
С 2022 года занимает должность исполнительного директора сервиса «Грузовичкоф»

Михаил Назаров — один из ведущих экспертов в области логистики, автомобильных перевозок и коммерции. Более 20 лет он занимает высшие позиции в ключевых организациях страны, в которых занимался вопросами стратегического развития, масштабирования бизнеса и продаж. Профессионализм Михаила подтверждает полученная степень MBA General. Регулярно выступает в качестве спикера на отраслевых конференциях, форумах и различных мероприятиях.

За последние три года логистика и бизнес трансформировались в связи с различными внешними факторами. Одно из главных актуальных изменений — производства «переехали» и сконцентрировались внутри страны. Соответственно, для обеспечения бизнеса перевозчикам необходимо перестраивать маршруты и осваивать новые пути и транспортные коридоры. Поэтому роль внутригородской логистики выросла — сегодня она является базой для междугородных и международных перевозок: от того, насколько грамотно выстроена логистика по городу, зависит скорость и качество доставки между городами и странами, а значит эффективность бизнеса и его прибыль. 

Сервис специализируется именно на внутригородской малотоннажной логистике уже 18 лет и является экспертом в этом сегменте. Специалисты «Грузовичкоф» проанализировали тренды и итоги 2023 года, на основе чего составили свои прогнозы: какие тенденции будут преобладать на рынке перевозок легким грузовым автотранспортом.

Рост грузооборота и увеличение объемов доставки

В 2023 году транспортно-логистическая отрасль стала одной из самых динамично развивающихся: только за первое полугодие 2023 года спрос на автомобильные грузоперевозки по России увеличился на 61%. В частности, вырос объем заказов в сегменте e-commerce и спрос на непродовольственные товары. По оценке Strategy Partners, количество обработанных e-commerce  заказов в 2023 году по сравнению с 2022 увеличилось на 42%, а к 2025 показатель может вырасти более чем в два раза — 2,1 млн, около 3 млн и 4,8 млн заказов соответственно. Аналитики также прогнозируют, что объем рынка грузовых автоперевозок России в 2030 году достигнет 3 трлн руб., что почти на 40% больше, чем по итогам 2022 года. Поэтому в 2024 ожидается дальнейший рост грузооборота грузового автотранспорта. 

Сокращение сроков доставки

Среди клиентов есть спрос на ускорение доставки, особенно на этапе «последней мили», то есть на конечном этапе перевозки, и он будет только расти. Соответственно, перевозчики будут перестраивать свои бизнес-процессы, внедрять различные технические новинки, оптимизировать маршруты, обновлять автопарки и предпринимать другие шаги, чтобы обеспечить доставку в минимальные сроки, причем без потери качества и надежности. 

Цифровизация — во главе угла 

С помощью цифровых сервисов и автоматизации бизнес-процессов помогают оптимизировать различные процессы и сократить издержки, увеличив таким образом эффективность управления бизнесом. В том числе цифровые решения призваны сократить сроки доставки. В перспективе ожидается массовый переход на технологии SaaS (Software as a Service) / API (application programming interface), а также масштабная «уберизация» автомобильных грузоперевозок. 

Повсеместный ввод электронных сопроводительных документов

Такие документы, как договор-заявка, путевой лист, ТТН, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, позволяют отслеживать перемещения грузов и подтверждать транспортные расходы, и в перспективе они перейдут в «цифру». Так, ФНС уже начала разрабатывать формат этих документов, и скоро он будет утвержден. Основное преимущество электронного документооборота — сокращение издержек бизнеса, так как многие процессы значительно ускоряются и становятся более удобными. Причем, чем масштабнее грузоперевозчик, тем более значительный экономический эффект он получит от перевода документов в цифровой формат. Поэтому в первую очередь крупным игрокам рынка, каким является и «Грузовичкоф», целесообразно поддержать этот тренд. 

Консолидация перевозчиков

Объединение небольших перевозчиков, например, частников, с крупными компаниями — взаимовыгодная тенденция. Так, согласно внутренней статистике сервиса, в декабре 2023 по сравнению с аналогичным периодом 2022 года доля заказов, вывезенных частными подрядчиками, работающих в системе «Грузовичкоф», в целом увеличилась на 6%, а только в Санкт-Петербурге и Москве — на 8%. Небольшим перевозчикам в условиях роста цен на топливо, запчасти, транспорт и в целом логистику сложнее развиваться и увеличивать прибыль. А объединение с более крупным игроком рынка обеспечит поддержку и возможность продолжить работать. Крупный игрок, в свою очередь, сможет нарастить операционные мощности и капитализацию.

Усиление клиентоориентированности: внедрение новых решений, продуктов, услуг  

Согласно внутренним данным сервиса, сейчас фактор стоимости услуги и тарифов на перевозку уходит на второй план, а вот к выбору перевозчика пользователи В2В- и В2С-сегмента подходят все тщательнее, так как от качественной и своевременной доставки зависит прибыль и лояльность покупателей. Поэтому конкурентная борьба за клиента и за статус на рынке стимулирует перевозчиков регулярно улучшать свой сервис, вкладываться в кадровые и технические ресурсы, повышать качество и расширять спектр услуг. Например, одно из таких решений — заключение между перевозчиком и клиентом SLA-соглашения, которое закрепляет и гарантирует исполнение уровня предоставляемого сервиса.

Развитие городской транспортной инфраструктуры

Например, Стратегия развития транспортной системы г. Москвы и Московской области на период до 2035 года предусматривает в том числе и расширение сети современных центров обработки грузов — оптово-распределительных центров и логистических коворкингов. Увеличение доступности периферии и центра города для грузового автотранспорта будет способствовать в итоге повышению грузооборота.  

Маркетплейсы останутся драйвером роста логистики

Так, в прошлом году доля доставки через ПВЗ превысила 85%. С учетом расширения сети ПВЗ в 2024 году этот показатель может увеличиться.
Кроме того, маркетплейсы будут интенсивнее работать с большими товарами. Эту технологию маркетплейсы освоили в этом году: теперь они предлагают клиентам и селлерам доставку и крупногабаритных бытовых товаров до склада, «последней милей» или сборными грузами. В этом году ожидается наращивание объемов «крупногабаритных» заказов.

Поддержка государства

Логистика — одна из важнейших отраслей экономики, причем более 2/3 всех грузов в России перевозится автомобилями. Поэтому органы государственной власти реализуют различные проекты и инициативы для поддержки транспортно-логистического блока. Так, например, московские власти продлили упрощенное получение ночных пропусков для грузовиков до 31 декабря 2024 года. Это в первую очередь позволит ускорить доставку на этапе «последней мили», а также обеспечит простой доступ грузового автотранспорта в городское пространство. «Грузовичкоф» всегда оформляет необходимые пропуска для въезда, так как они требуются при выполнении заказов В2В-сегмента, поэтому подобные меры поддержки перевозчиков положительно скажутся на деятельности сервиса.   

При этом, для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке, сегодня недостаточно только следить за изменениями и трендами. Необходимо быть их создателем.  Уникальные продукты не только выделяют перевозчика среди других участников рынка, но и становятся ориентирами в их работе, что в том числе способствует динамичному развитию отрасли.