R-Style Softlab 6 апреля 2023

Самозанятые формируют рынок новых банковских услуг

Аналитический департамент компании R-Style Softlab провел исследование развития информационной инфраструктуры для самозанятых.

Аналитический департамент компании R-Style Softlab, входящей в группу Россельхозбанка, разработчика программного обеспечения для компаний финансового сектора и АПК, провел исследование развития в России института самозанятых и информационной инфраструктуры, которая доступна людям, выбравшим такой способ официальной трудовой занятости. 

За последний год число самозанятых существенно возросло. На начало 2022 года в России их было 3,9 млн человек, а к январю 2023 — уже 6,8 млн. Основные направления деятельности самозанятых (плательщиков налога на профессиональный доход, НПД) — ремонт, транспортные услуги, ИТ и сфера красоты. Средний возраст самозанятого — 35 лет. До конца 2023 года количество самозанятых может превысить 10 млн. человек, а общий оборот — более 377 млрд рублей.

Для финансового обслуживания самозанятых появляются новые сервисы, в том числе и со стороны кредитных организаций. Перед банками, планирующими запуск таких услуг, стоит задача по обеспечению базовой цифровой инфраструктуры для растущего нового сегмента клиентов.

На текущий момент в России зарегистрировано 327 банков, однако базовые сервисы по регистрации в ФНС плательщиков НПД и уплаты налога на профессиональный доход предоставляют менее 10% из них. Учитывая активный рост числа плательщиков НПД во всех отраслях, подобные услуги планируют к запуску в 2023 году еще минимум 2% кредитных организаций. Одним из факторов увеличения этого показателя будет являться интеграционная доступность модулей по работе с самозанятыми для систем дистанционного банковского обслуживания  и автоматизированных банковских систем.

Традиционно широкое распространение имеют платежные инструменты. 63% банков предоставляют услуги по приему оплаты через Систему быстрых платежей (СБП). Этот метод наиболее популярен для организации взаиморасчетов, когда и заказчик и исполнитель — физлица. Хотя пока прием оплаты по QR-кодам через СБП чаще используется субъектами малого бизнеса, у этой услуги отмечается большой потенциал роста для самозанятых.

Среди других финансовых продуктов для самозанятых можно выделить специальные кредитные программы, включая ипотечные, которые уже предоставляют 22% банков. Высокий процент распространения таких сервисов объясняется для банков быстротой и прозрачностью получения данных о статусе самозанятого в ФНС по ИНН, а для заемщиков — возможностью получения из ФНС справки о легальных доходах в пару кликов. 

Ряд страховых компаний предоставляют услуги страхованию самозанятых на случаи болезни, несчастного случая или наступления гражданской ответственности перед другими людьми. Если самозанятый не будет иметь возможности зарабатывать по причине болезни, ему будет выплачиваться денежная сумма согласно выбранному им размеру страховой суммы.  На сегодняшний день страховые программы наиболее популярны среди самозанятых в сфере транспортных услуг и перевозок. 

Самозанятые могут самостоятельно формировать свою будущую пенсию, добровольно уплачивая стразовые взносы в ПФР. Граждане, применяющие специальный налоговый режим, самостоятельно определяют размер страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период. Кроме этого, самозанятые могут формировать дополнительные пенсионные накопления в рамках индивидуального пенсионного плана — услуги, предоставляемой негосударственными пенсионными фондами. 

Дополнительные сервисы документооборота для физлиц, профильные биржи для поиска заказов, реестровые выплаты для самозанятых интегрированы менее, чем в 1% российских банков, при этом данная категория продуктов также будут развиваться для предоставления единых стандартов обслуживания в отрасли.

Исследование прокомментировала Евгения Титова, владелец Модуля для работы с самозанятыми R-Style Softlab: «Эксперимент по применению специального режима НПД стартовал всего 3 года назад. Тем не менее, уже сейчас можно констатировать появление новой бизнес-единицы, которая становится клиентом традиционных цифровых сервисов, требует при этом индивидуального подхода, совмещающего в себе функционал продуктов, как для физических, так и для юридических лиц. Компании, которые смогут оперативно предоставить самозанятым качественный сервис, станут бенефициарами нового рынка».