Электромобили в России: перспективы и особенности развития

Будущее отечественного рынка электромобилей обсудили с директором по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК» Александром Разиным

Александр Разин
Директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК»

Отвечает за автопарк и недвижимость компании.

Как вы оцениваете будущее распространение электромобилей в России?

В среднесрочной перспективе распространение электромобилей в России будет происходить крайне медленно. 

Средства, выделяемые на развитие сопутствующей инфраструктуры, являются основным и главным движущим фактором для развития всего рынка электромобилей.

В текущих условиях финансовые вложения по данному направлению крайне ограничены. На 2023 год значительно урезан бюджет по основным статьям, связанным с развитием дорожно-инфраструктурных проектов в стране, поэтому говорить о развитии электротранспорта в ближайшей перспективе не приходится.

Есть ли перспективы построить в ближайшие годы необходимую инфраструктуру? 

Считаю, что для того, чтобы построить в ближайшие годы необходимую инфраструктуру для электротранспорта в России, нет ни соответствующих условий, ни возможностей. 

Безусловно, инфраструктурой в первую очередь должно заниматься государство, но в условиях специальной военной операции государственные средства направлены на другие первоочередные нужды. 

Бизнес также не готов на масштабные инвестиции в условиях текущих рисков. Особенно, учитывая тот факт, что такие инфраструктурные инвестиции, как правило, имеют самый длительный срок окупаемости. 

Какие преференции для водителей нужно вводить, чтобы те покупали электромобили? 

Самая действенная и ощутимая поддержка покупателей электромобилей – это скидка, кэшбек, программа компенсации, субсидии со стороны государства, региональных и муниципальных властей. Также возможна отмена НДС, транспортного налога. До тех пор, пока преференции не сделают покупку электромобилей привлекательной для покупателя, говорить о даже зарождении хоть какого-то рынка в стране не приходится.

Реально ли, на ваш взгляд, развивать зарядную инфраструктуру в северных, сибирский и дальневосточных регионах страны? 

Современные литий-ионные батареи в чем-то схожи с людьми: они хорошо себя чувствуют при температурах примерно от 15 до 25 градусов. При значительных отклонениях их нужно либо обогревать, либо охлаждать. Для сравнения, среднегодовая температура в южных штатах США: в Калифорнии – + 18 °C, во Флориде – +22 С, в Техасе – +19С. В России же самый теплый регион – это Краснодарский край (среднегодовая температура – +10С). Поэтому развивать зарядную инфраструктуру в наших северных регионах, да еще при такой плотности населения и дистанции, просто утопия.

Какие можно выделить особенности использования электромобилей в холодных регионах? 

Представьте, что на улице мороз -20 градусов. Вы поехали на работу и оставили автомобиль на улице. Если речь идет о машине с ДВС, то количество топлива в баке за время простоя не изменится. Электромобиль же по сути постоянно расходует заряд, а в мороз он делает это очень быстро. Если нет подзарядки на стоянке у работы, то вы оказываетесь в зоне риска. Тоже самое, если нет подзарядки у вашего дома. Нужно понимать, что процент жителей в России, проживающих в частных домах, значительно меньше, чем, скажем, в США. И по сути получается, что владельцы электротранспорта в нашей стране вынуждены будут тратить время на заправку каждый день не 10 минут, а как минимум 1-2 часа. Учитывая эти особенности, развивать электротранспорт в нашей стране остается только в подходящих для этого южных регионах.

Учитывая санкции, есть ли в России необходимые технологии и материалы для развития рынка электромобилей?

По данному вопросу также имеется проблема, связанная с двумя основными составляющими электроавтомобиля: электронной начинкой и аккумулятором – ни то, ни другое у нас в России на необходимом уровне и в требуемых объемах не производится. Поэтому для создания такой серьезной технологической базы потребуется не одно десятилетие. 

Для примера, на Китай приходится 77% мировых мощностей по производству аккумуляторов, далее по 6% приходится на Польшу и США, а оставшиеся проценты –  на остальной мир. Очевидно, что тот, кто контролирует рынок аккумуляторов, имеет большие перспективы производства и развития электротранспорта.

Перспективно ли создавать отечественные модели электрокаров?

Безусловно, считаю, что за ними будущее автомобилестроения. В том числе и отечественного. Конструкция электрокаров максимально проста, надежна и исключительно экономична в содержании. 

В текущих условиях мировой инфляции автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) продолжат уже устоявшийся тренд превращения в предмет роскоши. Более того, физика подсказывает, что по сути технологический порог развития ДВС уже достигнут. К примеру, самая бюджетная Tesla имеет динамические характеристики, сопоставимые с самыми топовыми спортивными автомобилями с ДВС, при кратно более низкой цене.