West Wind Group: что влияло на заполняемость бизнес-центров в 2023 году
Эксперты West Wind Group назвали основные причины роста заполняемости
«Еще в 2022 году вакансия по нашим объектам класса В+ составляла в среднем 2%, а в классе В — 8%. Сейчас все помещения сданы в аренду. Для сравнения: средняя вакансия в классе В по Москве в третьем квартале 2023 года составляла около 7%», — комментирует Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.
- Первая причина заполняемости — дефицит качественных лотов в локациях с хорошей транспортной доступностью, деловой средой и инфраструктурой. Это районы в пределах Садового кольца, ТТК, рядом со станциями метро и крупными магистралями. Дефицит в этом году ощущался даже несмотря на уход с рынка большого количества компаний и освобождения их площадей, т.к. появилось много новых игроков в востребованных государством сферах экономики.
- Вторая причина — оформление БЦ, в частности, изнутри. Сыграло роль наличие в офисах качественной отделки под ключ, причем в большей части объектов West Wind Group она была не типовой, а дизайнерской. В 2023 году наличие готовых для переезда помещений стало для арендаторов решающим фактором при выборе бизнес-центра: сделки по лотам с отделкой shell&core почти полностью прекратились.
«Арендаторам проще найти готовое помещение и заехать в течение пары дней, чем самим делать ремонт, тратить на это ресурсы и время. Лоты «под ключ» часто можно найти в премиальных БЦ, причем это будут варианты с дизайнерской отделкой, энергоэффективными технологиями, нестандартными цифровыми решениями. Например, в нашем БЦ «Сады Этрета» на Цветном бульваре сделан ремонт в неофутуристическом стиле, а управлять работой инженерных систем можно прямо из собственных офисов», — добавила Елизавета Ильюхина. Как результат: в бизнес-центре сейчас нулевая вакансия, несмотря на то что он открылся совсем недавно — в конце 2022 года.
Сам по себе ремонт под ключ давал возможность в короткие сроки начать работу без затрат на ремонт — временных и финансовых. А концептуальный дизайн позволил расширить пул арендаторов, поскольку эстетическая составляющая крайне важна для многих компаний.
- Третьим фактором притяжения было наполнение БЦ: парковки для резидентов и клиентов, открытые террасы для работы и отдыха, душевые, современные технологичные инженерные системы и IT-инфраструктура. Причины все те же: стремление руководства компаний совместить представительские и бэк-офисы и привлечь специалистов высоким уровнем комфорта.
«Ярким примером того, как «сработали» все перечисленные параметры вместе, стала заполняемость нашего последнего сданного бизнес-центра — «Сады Этрета» на Цветном бульваре. Меньше чем за полгода в нем не осталось свободных площадей. И это при том, что ставки были выше средних по рынку, — отметила Елизавета Ильюхина. — В 2024 году рассчитываем сохранить заполняемость всех БЦ на уровне 100%, поскольку факторы, которые влияли на нее в этом году, и в следующем будут значимы для арендаторов».