SoNa Private Consulting 19 июля 2023

Наринэ Беглярова о мифах выездных налоговых проверок

Выездная налоговая проверка вызывает волнение даже у добросовестных бухгалтеров и собственников бизнеса: так ли это страшно в реальности

Наринэ Беглярова
Управляющий партнер консалтинговой компании Sona Private Consulting

Юрист, Ex-руководитель в налоговых органах

Словосочетание «выездная налоговая проверка» способно вызвать особое волнение даже у самых добросовестных руководителей, бухгалтеров и собственников бизнеса. При этом, внимательно читая инструкции, обсуждения на форумах, как и у кого такие проверки проводились, зачастую налогоплательщик сталкивается с абсолютно странными историями, которые звучат сомнительно, но правдоподобно. Так и рождаются мифы. В данном обзоре мифов о ВНП, мы хотим развеять самые распространенные заблуждения.

  • Выездная налоговая проверка — это комплексная проверка по всем налогам, сборам и страховым взносам за предшествующие три года, которая назначается по решению руководителя ИФНС.

Следствием назначения ВНП, может быть включение в план выездных налоговых проверок по результатам проведенного предпроверочного анализа, а также назначение внеплановой ВНП по результатам контрольной работы или заключению контрольно-аналитического отдела. 

Согласно п. 3 статьи 89 НК РФ, налоговые органы вправе сами выбирать какого плана выездную налоговую проверку следует провести в отношении налогоплательщика.

На практике мы часто сталкиваемся с проверками по одному конкретному налогу, сбору или взносу, которые несмотря на отсутствие такого понятия в Налоговом кодексе называются «тематическими» выездными проверками. С целью выявления нарушений с гарантированной суммой доначисления в бюджет, а также наилучшей возможностью для ее взыскания, динамика назначения тех самых «тематических» выездных растет.

Срок выездной налоговой проверки начинается со дня вынесения решения о проведении проверки и длится 2 месяца. 

На практике, проверка может длиться намного дольше, за счет возможного продления на четыре (иногда до шести) месяца, а также может быть приостановлена на срок до шести месяцев. 

Но, даже когда ВНП приостановлена, это не значит, что инспекторы отложили дела на потом, ведь в период действия приостановления, активно обрабатываются сведения, полученные в ходе предпроверочного анализа, где обнаруживаются слабые места, недостоверность представленных сведений и иные негативные факторы. 

На основе уже полученных данных при предпроверочном анализе, налоговый орган готовит комплекс мероприятий описанных в нашем чек-листе.

Также, не стоит забывать о возможных дополнительных мероприятиях налогового контроля, которые налоговый орган проводит уже для подтверждения установленных в акте проверки нарушений и сбора доказательств по ним. Срок проведения данных мероприятий составляет не более месяца, но при этом, Налоговым Кодексом РФ не установлено ограничение на их количество.

Чтобы развеять мифы и внести ясность относительно алгоритма действий  организации в момент проведения ВНП,давайте разберемся, в каком случае правомерно не явиться на допрос, почему начинающим бизнесменам надо быть на чеку и что будет, если «бросить» компанию? 

Если не доначислили налоги в рамках камеральной проверки, то и не доначислят при выездной проверке.

Независимо от результата камеральной проверки, при проведении выездной проверки за тот же период могут быть доначислены налоги по ранее проверенным сделкам.

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. 

Положения НК РФ не предполагают дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках налоговых проверок указанных видов — выездных и камеральных. В связи с этим они не исключают выявление при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки (определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 № 2672-О; Письмо ФНС от 07.06.2018 № СА-4-7/11051@).

*Следует с вниманием отнестись к ознакомлению со всеми материалами камеральной проверки, как правило, в них могут содержаться документы и сведения, которые послужат в пользу защиты налогоплательщика при оспаривании результатов выездной проверки. 

Полномочия и ресурсы налогового органа ограничены при камеральной налоговой проверке по сравнению с выездной налоговой проверкой, из-за чего, при камеральной проверке налоговый орган не может получить достаточно доказательств к доначислению.

Полномочия и ресурсы налогового органа при проведении камеральной и выездной проверки равнозначны.

Согласно ст. 88 и 89 НК РФ разница между камеральной и выездной проверкой состоит в:

  • сроках проведения (3 месяца КНП, вместо потенциальных 12 месяцев ВНП);
  • отсутствии возможности приостановить КНП;
  • ограничение проверяемого периода (срок КНП 3 месяца с даты подачи декларации);
  • отсутствие возможности провести выемку или инвентаризацию.

В ходе камеральной налоговой проверки могут проводиться следующие контрольные мероприятия:

  • истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  • допрос свидетелей;
  • осмотр помещений, территорий, документов и предметов;
  • назначение экспертизы;
  • привлечение специалиста, переводчика

По окончанию ВНП возможно проведение дополнительных мероприятий налогового контроля сроком до 1-го месяца.

Отмечаем, что комплекс мероприятий налогового контроля един, вне зависимости от вида проверки, за исключением дополнительных двух при выездной проверке: выемка документов и инвентаризация. 

*Налоговые органы и при выездной и при камеральной проверке используют информационные ресурсы: ФИР, АСК НДС-2 и иные.

(Справочное) Некоторые суды косвенно допускают возможность проведения выемки в ходе камеральной проверки, например, в определениях ФАС ВСО от 16.12.2008 № А69-1860/08-8-Ф02-6399/2008, ФАС МО от 30.10.2006 № КА-А40/10483-06, ФАС УО от 01.11.2005 № Ф09-4928/05-С2, ФАС СЗО от 09.02.2005 № А05-2050/04-18. Однако данные дела не связаны с ее обжалованием, а лишь указывают на возможность проведения выемки в рамках камеральной проверки.

Если по телефону налоговый орган вызвал свидетеля на допрос, а свидетель не явился, то свидетель будет привлечен к ответственности.

Сотрудники налогового органа не вправе привлекать свидетеля к ответственности в случае неявки на допрос по телефонному уведомлению или в случае отказа дачи показаний/пояснений по телефону.

НК РФ не регламентирует порядок вызова свидетеля в налоговый орган, при этом ФНС ориентирует Инспекции на осуществление вызова свидетеля для дачи показаний по месту нахождения налогового органа повесткой. Указанные положения содержатся в письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками». Только повестка является основанием для применения к свидетелю санкций (штраф 1000 руб.) за неявку на допрос. Нет повестки — нет налоговой ответственности свидетеля.

* Налоговые органы могут привлекать сотрудников полиции для розыска свидетеля. Но и в этом случае, если свидетель будет найден, то ему лично вручается повестка о вызове на допрос в налоговый орган, а не осуществляется принудительный привод в Инспекцию.

При допросе налоговым органом свидетелю грозит уголовная ответственность за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний налоговому органу, дача заведомо ложных показаний влечет к привлечению налоговой ответственности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах, а не к уголовной.

Ответственность свидетеля установлена ст. 128 НК РФ, согласно которой неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний, влечет взыскание штрафа в размере 3000 рублей (неявка — 1000).

К уголовной ответственности (статьи 307, 308 УК РФ) свидетель может быть привлечен за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний только по допросам в рамках судопроизводства и следствия, проводимых правоохранительными, следственными органами или судом.

Необходимо учитывать: Сотрудники полиции, которые включены в выездную проверку и проводят допрос свидетеля в рамках налогового контроля, также не вправе ссылаться на статьи 307, 308 УК РФ, так как данные нормы применяются в отношении лиц, совершивших соответствующие преступления против правосудия, а не налоговые правонарушения.

При создании фирмы с нуля в первые несколько лет риск выездной проверки отсутствует.

ФНС может начать проверку даже по результатам одного налогового периода (квартала, года), если в ходе контрольных мероприятий налогового контроля будут выявлены значительные нарушения, по которым доначисление налогов будет покрывать административные расходы налогового органа на проверку.

В данном случае, налогоплательщик попадает под тематическую проверку, где проводится анализ отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности компании, то есть отдельного вида налога (НДС, прибыль, зарплатные налоги). Результаты такой проверки оформляются также как выездные, проводится она только по одному налогу, охватывает период времени менее трех лет и имеет такие же последствия для налогоплательщика, как и комплексная.

НК РФ не содержит положений, освобождающих созданные организации от налоговых проверок. Ограничение в трехлетний срок есть только по плановым неналоговым проверкам. При этом для внеплановых налоговых проверок ограничений нет.

* Благодаря АСК НДС-2 отслеживающая разрывы по НДС, участилась практика назначения тематических выездных проверок за несколько кварталов, при этом дата создания организации значения не имеет.

Если при назначении выездной налоговой проверки сменить генерального директора, учредителя, добиться недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, то никаких последствий не будет.

По общему порядку, согласно критериям установленных в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ по отнесению юридического лица к недействующему, организация считается фактически прекратившей свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в случае, когда в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра соблюдено одновременно 2 условия:

  • Общество не представляло документы отчетности, предусмотренные налоговым законодательством;
  • Общество не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Также, предусмотренный ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения из ЕГРЮЛ применяется также в случаях:

  • невозможности ликвидации лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей;
  • наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи.

Данная законодательная мера стала своего рода лазейкой, которой активно пользовались недобросовестные налогоплательщики. При выявлении риска назначения выездной налоговой проверки, во избежание потенциального наказания, должностными лицами организации умышленно достигалось внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений о юридическом лице в отношении сведений об адресе, месте нахождения юридического лица, руководителе и (или) учредителе. В таком случае, после исключения общества из ЕГРЮЛ, собственники и руководители в течение 3 лет не могут учреждать новые компании ( п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). 

Налоговые органы приняли к сведению факт данного злоупотребления и ввели практику «подстраховки» на этот случай. Так, действуя на упреждение, перед потенциальной ликвидацией, регистрирующий орган направляет список юридических лиц в территориальный налоговый орган с целью выявления задолженности по несданной отчетности за определенные периоды (ст.55 НК РФ), задолженности в бюджет (ст.49 НК РФ) или иных факторов позволивших «заморозить» ликвидацию.

При наличии данных обстоятельств, общество не будет допущено к процессу ликвидации, и процесс проведения выездной налоговой проверки с соответствующими последствиями для лиц, инициирующих фиктивную ликвидацию, будет неизбежен.

Подведем итоги

Знание закона и процедуры проверки повышает безопасность компании и ее сотрудников. Полномочия и ресурсы налогового органа ограничены, поэтому следует подготовиться и раздать инструкции персоналу, которые подробно разъясняют права и обязанности сторон. При этом нельзя игнорировать требования сотрудников ФНС, так как существует риск наложения штрафа за неявку на допрос или дачу ложных показаний. 

И хотя концепция отбора на выездную проверку содержит достаточно признаков, по которым устанавливается целесообразность проведения ВНП, следует внимательно относиться к оформлению документов, подавая в контролирующие органы достоверные сведения. Тем более, не чтоит забывать, что в срочном порядке ликвидировать фирму с задолженностью, чтобы избежать проверки, уже не получится.