Финарди 28 июля 2024

Как вести себя с коллекторами при встрече, чтобы избежать проблем

Финансовый эксперт Дмитрий Шардин рассказывает, как обезопасить себя при встрече с коллекторами

Дмитрий Шардин
Генеральный директор компании «Финарди»

Финансист

Деятельность коллекторов сегодня нашла правовое регулирование. Взыскание задолженностей с граждан с привлечением третьих лиц регулируется федеральным законом за номером 230, в котором права данных организаций существенно ограничены и прописана ответственность коллекторов. 

Однако заголовки новостей периодически пестрят сообщениями о злоупотреблениях: 

  • коллекторы угрожают; 
  • выкладывают материалы, порочащие честь и достоинство граждан, в открытый доступ; 
  • действия насильственного характера и порча имущества. 

На самом деле, подобные неправомерные действия сегодня редкость, так как ведут к штрафам и возможности упразднения коллекторской организации.

Основные права организаций по взысканию задолженностей

Полномочия коллекторов после последней редакции закона 21 июля 2023 года сильно ограничили. 

Остались номинальные возможности воздействия на должников: 

  • Звонки с участием живого оператора с 8 утра до 23 часов вечера с понедельника по пятницу и с 9 до 20 с субботы по воскресенье.
  • Звонки с участием робота-оператора. Здесь есть дополнительный нюанс, связанный с судебным прецедентом. На основании решения суда в соответствии со статьей 4 закона «О МФО» звонки с помощью робота признаются незаконным, если от заемщика не получено письменного разрешения на получение данного рода напоминаний.
  • Организовывать личные встречи с заемщиком. Допустимо только в дневное время.
  • Присылать уведомления о наличии долга и необходимости его погашения с помощью следующих средств: sms, физические письма, сообщения на электронную почту.

При любом виде контакта представитель организации по взысканию задолженности должен представиться и сообщить наименование компании.

Поведение должника при встрече с коллектором

Личные встречи коллекторы организуют редко, так как это требует дополнительных расходов и временных затрат. Чаще всего это происходит, когда до заемщика не удается дозвониться. Если хотите избежать личных встреч, просто отвечайте на звонки. 

Если встреча все-таки произошла, то руководствуйтесь следующими принципами:

  • Коллектор явился на встречу в вечернее или ночное время — это незаконно. Просто уходите, вежливо попросив встретиться в другое удобное для вас время.
  • Попросите представиться и назвать наименование организации, представителем которой является коллектор. Это психологически и юридически заставляет коллектора держаться в рамках закона. При отказе в предоставлении информации — уходите.
  • Отвечайте на вопросы честно. Если планируете вносить платежи, то скажите о сроках, когда вы вернете задолженность, и предоставьте актуальный номер телефона, чтобы с вами могли связать без необходимости организации последующих встреч. Если платить не собираетесь, то скажите, что дело можно передавать в суд. После этого, вас в 95% случаев больше не будут беспокоить.
  • Уходите незамедлительно, если слышите от коллектора угрозы и оскорбления в свой адрес. Такое поведение является потенциально опасным.  

Нормативно-правовая база

Все полномочия коллекторов закреплены в нормативно-правовой базе и любое злоупотребление — повод обратиться в нашу компанию, правоохранительные органы или суд. 

Для лучшего понимания можно обратиться к правовой базе:

  • Федеральный закон №230 «О деятельности МФО».
  • Федеральный закон №323 «О внесении изменений в УК РФ». На основании данного нормативного акта в уголовный кодекс вводится новая статья об ответственности за злоупотребления при взыскании задолженности, которая была просрочена.
  • Статья 14.57 кодекса об административных правонарушениях.
  • Уголовный кодекс.

При угрозах со стороны коллекторов рекомендуется обратиться в правоохранительные органы.