Какие технологии помогают банкам справляться с вызовами
Алексей Феофанов, директор по развитию бизнеса в Umbrella IT, рассказал о технологиях, которые помогают финтех-компаниям сохранять конкурентоспособность
Эксперт по решению задач бизнеса с помощью IT-инструментов.
В условиях нестабильной внешней среды бизнес вынужден адаптироваться, чтобы сохранять конкурентоспособность. Алексей Феофанов, директор по развитию бизнеса в Umbrella IT, рассказал об актуальных цифровых решениях для преодоления возникающих трудностей.
Адаптация продолжается
С выходом новых требований регулятора банки сталкиваются с необходимостью доработки программного обеспечения. Делают они это и самостоятельно, и с привлечением компаний-разработчиков.
Например, мы в Umbrella IT заметили увеличение запросов на добавление новых функций в автоматизированные банковские системы для работы с макропруденциальными лимитами (МПЛ). Банкам это нужно для ускорения формирования квартальных отчетов по МПЛ и отправки их регулятору.
Роботы работают
Роботизация — все еще тренд. Банки продолжают передавать все больше рутинных операций роботам.
НПФ Сбербанка использует роботов для обработки 82% заявлений на изменение персональных данных. Роботы также автоматизируют процессы, связанные с пенсионными выплатами — проверяют данные и формируют платежные документы. Это снижает риск ошибок, уменьшает расход бумаги и в целом повышает надежность процессов.
МТС Банк самостоятельно разрабатывает роботов на базе ИИ для коммуникации с клиентами. В 2022-м в компании насчитывался 51 робот, за тот год роботы выполнили более 1,2 млн задач.
Бизнес-процессы на автопилоте
По данным Intersoft Lab банки встали в один ряд с промышленными предприятиями и ТЭК как основные потребители этого класса систем. И это не случайно: рост доходов проектов от внедрения BPM-систем по разным данным может составлять от 12 до 30%.
Системы BPM (Business Process Management System) автоматизируют управление бизнесом. Они включают разнообразные инструменты от автоматизации документооборота до корпоративных коммуникаций благодаря возможностям интеграции.
Основные функции BPM-систем:
- Моделирование и автоматизация бизнес-процессов, настройка бизнес-правил.
- Интеграция различных IT-решений компании, таких как CRM, ERP, IP-телефония, сайты, мобильные приложения и др., в одну систему для более эффективного управления.
- Контроль сроков выполнения задач, нагрузки сотрудников и формирование отчетов для оценки их работы.
Расширяя границы
Банки продолжают постепенно трансформировать свои приложения в супераппы. А некоторые встраивают в свои продукты новые типы услуг, например, BNPL (Buy now, pay later).
С помощью этого сервиса клиенты оплачивают сразу только ¼ стоимости покупки, остальные части — равными суммами каждые 2 недели. Клиенту это удобно, потому что не нужно заключать договор и платить скрытые комиссии. Банку сервис помогает повышать лояльность клиентов и доход.
Открытый банкинг
С 2024-го ЦБ РФ обязал крупнейшие банки использовать общие стандарты открытых API. По мнению регулятора концепция Open Banking снизит расходы банков на новые интеграции с партнерами и количество ошибок при разработке. А также повысит конкурентоспособность небольших банков. На настоящий момент Сбербанк, Тинькофф, ВТБ и Альфа-банк уже начали пробное внедрение этого стандарта.
Как банки используют Open API — пример ВТБ Капитал Инвестиции. Компания в рамках сотрудничества с Почта Банком добавила для своих клиентов возможность открывать брокерские счета через онлайн-каналы партнера. Все документы формируются в электронном виде. Счет открывается в ВТБ, но клиент это делает в экосистеме Почта Банка. Такое сотрудничество позволяет значительно расширить клиентскую базу.