ALP Group 9 апреля 2024

Зачем айтишникам креативность и как ее развить

Александр Казеннов рассказывает, почему нехватка творческих кадров в IT — это проблема

Александр Казеннов
Руководитель корпоративных практик ALP Group

Окончил МИЭТ. Пришел в ALP Group в 2008 году. С 2016 года занимает должность руководителя корпоративных практик.

Современные реалии отрасли таковы, что менеджеры тратят большую часть времени на выстраивание оперативных коммуникаций, решение верхнеуровневых вопросов, прикрывание слабых зон компании и недочетов сотрудников. Когда все силы брошены на закрытие сиюминутных задач, на второй план отходят стратегическое развитие и формирование новых стандартов по становлению компании лидером в своей области интересов.

На мой взгляд, для ИТ-компании — да, впрочем, для любого бизнеса вообще — очень важно иметь в команде людей, которые будут не только решать оперативные задачи, но и мыслить креативно и стратегически. В противном случае, компания упускает возможности по привлечению новых клиентов, ориентированных на новые технологии, упускает возможность быть первой в чем-то новом, упускает звание лидера в пользу тех, кто делает.

Конечно, не все сотрудники должны быть креативщиками. Любой ИТ-компании нужны крепкие специалисты, способные выполнять необходимую монотонную работу по проверенным временем алгоритмам. Однако креативное мышление и поиск нестандартных решений — это фундаментальные вещи для успеха и роста бизнеса.

К сожалению, понимают это единицы. Я постоянно сталкиваюсь с этим на собеседованиях, когда к нам в компанию приходят новые люди. Большинство кандидатов — даже претендующих на самые высокие позиции — привыкли действовать по заученным формулам и не способны выходить за эти рамки. При столкновении с нетиповой задачей они буквально впадают в ступор и даже не понимают, «куда копать».

На собеседованиях я часто даю бизнесовую задачу из практики и предлагаю ее решить, не ограничиваясь в выборе технологий. Вот пример задачи по брендированию нефтепродуктов:

На нефтебазу приезжает бензовоз, один резервуар заполняется одним типом топлива, другой — другим, по дороге к конечному клиенту они смешиваются, и мы получаем брендированное топливо. Таким образом в учетной системе заведены три номенклатуры: бензин, присадка и брендированное топливо. Как нам отразить в системе эту сделку?

Хотя задачу можно решить несколькими способами, с ней справляется в лучшем случае половина кандидатов.

Почему у соискателей такие проблемы с креативностью? Отчасти виной тому устоявшееся ложное разделение: ИТ-специалисты — это технари, а творчество — это только для гуманитариев. Так считают и сами программисты, и сотрудники HR-отделов. Специалисты по подбору кадров часто подчеркивают важность таких гибких навыков, как тайм-менеджмент, многозадачность и умение работать в команде, но при этом почти никто не говорит о креативности. Можно сказать, что креативность — одно из самых недооцененных качеств в айти.

Другой корень проблемы — это узкое мышление во «внешнем мире». В прошлом году мы искали российского поставщика библиотек искусственного интеллекта, чтобы улучшить часть своих продуктов. Обратились к десятке лидеров на рынке с предложением о сотрудничестве, и отовсюду получили отказ по формуле: «Знаете, мы сделали свою модель больше для переводов, для обработки текстов… Она для программирования не подойдет». Мы парируем: «Программный код — это, по сути дела, та же языковая модель. Давайте возьмем ваш движок и обучим его работе с кодом». Не хотят.

Не знаю, откуда берется эта негибкость мышления. Но я смотрю на своих детей и начинаю думать, что все проблемы, как всегда, возникают еще в детстве. Я вижу, как, вернувшись из садика или школы, мои сыновья повторяют слова учителя как непреложную истину и перестают думать своей головой. Школьная установка «взрослый всегда прав» потом превращается в «начальник всегда лучше знает, поэтому можно не думать». Чем дальше, тем сложнее выйти из этой приятной зоны комфорта.

Именно поэтому мне кажется очень важным делать все возможное, чтобы развивать креативность в команде. В частности, периодически собираться всем вместе и проводить мозговые штурмы, то есть искать разные способы решения какой-нибудь реальной бизнес-задачи заказчика. Постепенно люди раскрываются, начинают генерировать и озвучивать свои идеи вслух, и выясняется, что рассматриваемую задачу не просто можно решить, но ее можно решить сразу тремя разными способами. Вместе логически прийти к какому-то креативному решению, на мой взгляд, всегда лучше, чем просто выдать сотрудникам готовую инструкцию. Только так можно развить в компании культуру инноваций, создать уникальные разработки и обойти конкурентов.