Эффективен ли ваш бизнес: как оценить ключевые показатели компании
Планируя рост очень важно следить за показателями эффективности и устойчивости финансовой модели. Рассказываю в статье на что делать акцент
Эксперт по корпоративным финансам, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», ведущая рубрики «Финансовый советник» на Business FM Екатеринбург.
Каждый предприниматель мечтает о кратном увеличении доходов, но не все осознают, что с ростом бизнеса стоимость риска обычно растет быстрее, чем вероятность роста прибыли.
Поэтому планируя рост очень важно следить за показателями эффективности и устойчивости финансовой модели.
1. Маржинальная прибыль / маржинальная рентабельность
Величина маржи отражает ценность предпринимательской идеи.
Маржинальная прибыль (МП) — это абсолютный показатель, представляющий разницу между выручкой и переменными расходами. Маржинальная рентабельность, в свою очередь, — относительный показатель, показывающий процент прибыли от выручки.
2. Операционный рычаг (риски) = МП / Операционную прибыль
Этот показатель показывает, как часть вашей маржи съедают постоянные расходы. Постоянные расходы — это операционные риски бизнеса. Ведь они сохраняются, когда падает выручка, а значит, денежный поток. Хорошо если операционный рычаг меньше трех.
3. Рентабельность активов = Чистая прибыль / Активы
Если рентабельность активов падает, вы меньше зарабатываете, вкладывая в один рубль актива. Это может быть связно с затоваренностью склада или ростом дебиторской задолженности.
4. Длина финансового цикла
Финансовый цикл = оборачиваемость склада + оборачиваемость дебиторской задолженности — отсрочки поставщиков
Рост финансового цикла предсказывает, что очень скоро вы столкнетесь с кассовыми разрывами.
5. Ну и наконец, финансовая устойчивость
Финансовая устойчивость — это соотношение собственного (СК) и заемного капитала (ЗК).
Считается, как ЗК / СК. Чем больше заемный капитал превышает собственный, тем больше финансовых рисков у бизнеса.
Не забывайте также следить за эффективностью использования фонда оплаты труда (ФОТ), производительностью сотрудников и не нанимать лишних людей.
Помните, что формула устойчивого роста бизнеса: чтобы чистая прибыль росла быстрее, чем выручка, а выручка — быстрее, чем активы.