Коммуникации и PR — нужны ли они каждой компании
Почему PR-продвижение нужно далеко не всем, а вот коммуникации — всем без исключения компаниям
Более 20 лет в индустрии, эксперт в области стратегических коммуникаций, приглашенный лектор МГИМО, ВШЭ.
Вопросы терминологии
Для начала давайте разберемся с терминами. Что есть коммуникации и что такое PR? В чем сходство, а в чем отличия? Строго говоря, коммуникации — это процесс обмена информацией, как минимум, между двумя объектами, а если говорить про бизнес, то это любая организованная форма информирования или информационного обмена, которая может иметь самые разные цели и задачи. PR (связи с общественностью) в свою очередь чаще всего определяется как набор определенных техник и стратегий, направленных на построение коммуникации с различными аудиториями в целях укрепления доверия, управления репутацией, повышения узнаваемости, продвижения бренда и так далее. Однако в действительности сегодня на коммуникационном рынке царит настоящий терминологический хаос. В понятия «коммуникации» и «PR» вкладываются самые разнообразные смыслы, а ведь есть еще реклама, маркетинг и диджитал и многое другое — и все это коммуникации! Поэтому для внесения некоторой ясности в дальнейшем предлагается понимать под коммуникациями микс из различных техник, куда в том числе в качестве лишь одной из практик входит и PR.
Кому нужен PR, а кому коммуникации?
Забегая вперед, скажу, что коммуникации нужны всем, а вот до PR, пожалуй, надо созреть. Звучит провокационно, не так ли?! Но, несмотря на некоторое упрощение, так оно и есть. Представьте, что вы типичная компания, относящаяся к МСП (малое и среднее предпринимательство), занимающая, допустим, мелкооптовой торговлей сантехническими товарами. Нужен ли вам в этом случае PR или достаточно выстраивать нормальную рабочую коммуникацию с целевыми для вас аудиториями другими способами? Мой личный опыт в коммуникациях и PR, говорит о том, что классический PR под которым понимают чаще всего взаимодействие со СМИ, блогерами и специальные проекты вам не обязателен, а в некоторых случая и прямо противопоказан.
Почему так? Ответ лежит на поверхности. Ваши целевые аудитории максимально ограничены. Строго говоря их всего три — поставщики, клиенты и сотрудники, и со всеми ними можно легко выстраивать отношения без каких-либо PR-технологий и при этом оставаться эффективной компанией. Например, коммуникацию с поставщиками можно выстраивать, используя минимальный набор инструментов взаимодействия с партнерами (напоминание о себе по случаю профессиональных событий, анкетирование (опросные листы) и прочее прочее), что позволяет оценивать в режиме реального времени качество ваших отношений.
С сотрудниками взаимодействие у вас происходит ежедневно и то, как вы выстроите эту работу (какова будет ваша культура бизнеса) и будет той коммуникацией. Решать кадровые вопросы в МСП компаниях, поверьте, куда эффективнее при помощи HR-практик, чем PR-технологиями. Организационная специфика такова, что какой бы прекрасный внутренний PR у вас не был, а «правда» ежедневной трудовой жизни все равно будет ключевым фактором, мотивирующим или, наоборот, демотивирующим ваших сотрудников. Культура трудовых межличностных отношений, социальные бонусы, лифты для роста (тренинги, семинары), финансовая мотивация она либо есть и работает, либо ее нет или она неправильно функционирует.
Клиенты — наиболее значимая для вас аудитория, взаимодействие с которой осуществляется главным образом за счет соотношения цены и качества товара, сопутствующего сервиса и информационной и логистической навигации. Грубо говоря, ваша формула успеха в отношениях с клиентом строится на привлекательной цене, хорошем сервисе и простоте первого контакта (офлайн или онлайн). Тысячи компаний успешно существуют по такой модели и не нуждаются в PR-технологиях.
Однако, тут важно понимать, что есть и тысячи прямо противоположных примеров, относящихся как раз к компаниям МСП. Если у вас небольшая компания, но она работает в сфере инновационных технологий, с уникальным продуктом или услугой, то без PR вам не обойтись. Все что нельзя быстро понять и потрогать руками нуждается не только в коммуникациях, но и в PR.
Для кого PR как воздух
- Во-первых, PR необходим крупному бизнесу. Представить себе компанию со штатом в несколько тысяч человек, у которой нет организованных коммуникаций, сегодня практически невозможно. Чем масштабнее бизнес, тем больше аудиторий влияния у него есть и тем сложнее поддерживать прямой контакт на межличностном уровне. Вам нужны технологии и научный подход, чтобы быть в фокусе ваших целевых групп.
- Во-вторых, PR критически важен для тех отраслей, которые работают с доверием (финансы, здравоохранение, образование). Если ваш бизнес про «верю или не верю», то без PR и построения системы ценностей и доверия не обойтись
- В-третьих, PR имеет огромное значение для инноваций. Вам необходимо объяснять почему внедрение вашей технологии несмотря на стоимость и сложности имплементации в конечном счете выгоднее традиционных моделей.
- Также без PR трудно представить стартапы, социальную сферу, медиа рынок, консалтинг, шоу-бизнес. И не важно какой у вас масштаб — без PR развитие в этих сферах исключено.