Как создавалась международная франшиза фиджитал-парков для детей
Алексей Завьялов, основатель сети фиджитал-парков Hello Park о том, как построить международный бизнес на детских развлечениях и интересе детей к технологиям
Предприниматель, одним из первых в России начавший развивать фиджитал-проекты. Основатель международной сети фиджитал-парков Hello Park, с 2019 года открывшей 52 парка и игровых зон в 19 странах мира.
Это не первый Ваш бизнес, как в компании, которая создавала интерактивные стенды, появилась идея сделать парки?
Hello Park как самостоятельный проект создала команда компании Hello I/O, резидента Сколково, которая разрабатывает интерактивные пространства с использованием иммерсивных технологий. С 2012 года мы одними из первых в России начали заниматься созданием таких проектов для разовых мероприятий — различных ивентов, шоу, выставок. Мы накопили большой опыт, могли сделать стенд любой сложности, с использованием сенсоров и датчиков отслеживания движений, однако кастомные разработки такого уровня — это довольно дорогостоящий и длительный продакшен, с индивидуальными требованиями под каждого клиента и площадку. А мы хотели сделать что-то большее, новый продукт, который можно будет продавать, развивать и масштабировать, не начиная каждый раз все с нуля.
А почему выбор пал на детскую и семейную аудиторию?
Рассказ о создании каждого инновационного продукта или сервиса обычно звучит так: предприниматель хочет закрыть какую-нибудь свою потребность и начинает искать решения и технологии. Мы же шли обратным путем: у нас уже были обширные знания, опыт, команда и база технологий в сфере it-продакшена и создания интерактивных пространств, и мы стали искать формат, в котором их можно применить.
Нам нужно было найти свободную нишу с платежеспособной аудиторией, и такую, чтобы получившийся продукт можно было легко масштабировать и продавать франшизу по всему миру. Наблюдая за тем, как активно развивается рынок развлечений, и особенно детских, как в него заходят новые технологии, как родители с радостью тратят деньги на детей, причем во всех странах и во все времена, мы пришли к идее создать фиджитал-парк.
Но такой парк требует значительной площади — как вы нашли своего первого партнера, кто поверил в вашу идею?
Это сейчас наши парки располагаются на больших площадях, а на старте еще не было понимания ни по формату, ни по требуемой площади, ни по услугам к продаже; да и бренда не было — были только технологии. Но тем не менее в нас поверил предприниматель, владеющий площадью в одном из торговых центров — в 2018 году он вложил деньги в создание первой площадки, и она была всего на 150 квадратных метрах.
Параллельно мы запустили несколько проектов в сегменте Location Based Entertainment — это выставки для посещения всей семьей «Алиса в стране чудес», «Возвращение Алисы», «Океан Юрского периода», «СоюзМультПарк». Они пользовались успехом, и мы поняли, что формат подобных развлечений для всей семьи — это то, что мы умеем создавать и монетизировать лучше всего.
Настоящей точкой отсчета Hello Park мы считаем 2019 год: с учетом опыта первой площадки мы начали создавать первые собственные локации с зонированием пространства и брендированием. За время пандемии мы смогли сильно вырастить концепцию проекта: несмотря на сложности и туманность будущего, мы полностью сохранили всю команду и использовали время на переупаковку концепта, рисовали эскизы и дизайн-проекты парков. Мы пришли из технологий, тогда еще не очень хорошо понимали индустрию детских развлечений, но начали ее изучать и росли вместе с ошибками, наблюдениями, анализом рынка и конкурентов. Первых партнеров за рубежом мы находили в соцсетях, а парки мы начали продавать по Zoom.
То есть тренд на фиджитал начался уже тогда, в 2018-19 годах?
Да, мы всегда следили за современными технологиями и трендами их применения в развлекательной индустрии. Мы, наряду с несколькими компаниями, стояли у истоков зарождения формата фиджитал в России и первые и пока единственные в мире упаковали этот концептуальный масштабируемый продукт под брендом.
Сегодня физический мир уже не может существовать без виртуального, поэтому мы обратились к «фиджитал» (physical + digital). В Hello Park мы объединяем физическую активность и взаимодействие с мультимедийным контентом и вселенными. В наших парках дети могут заниматься привычными спортивными и развлекательными активностями: бродить по лабиринту, играть в прятки, догонялки, кидалки и классики, прыгать на батуте, играть в кубики, собирать фигурки, кататься с горки или развлекаться в сухом бассейне. При этом в игре подразумевается взаимодействие с героями и объектами на интерактивных проекциях на стенах, горках, полу, в песочнице, где дети словно попадают в оживший мультик.
Мы понимаем, что мир меняется и новое поколение растет и развивается в других условиях. С самого начала мы начали внедрять в наши игровые механики элементы обучения: на логику, память, развитие слуха, фантазии, координацию. Эдьютейнмент — обучение и развитие через игру, это также один из глобальных трендов, который мы успешно внедряем во все наши проекты. Каждая игра в парке представлена в пяти темах: космос, город, игрушки, животные, океан. Это вечные темы, которые интересуют детей независимо от возраста и страны проживания. Во время игры дети могут узнать об этих темах больше. Например, ребенок знакомится с проблемами экологии, когда ему нужно кидать мячики, чтобы освободить жителей океана от мусора. Или с помощью специальных датчиков и магнитов на стене он выстраивает цепочки на проекции и выполняет задания на логику.
Но мы пошли дальше, ведь понимаем, что мало выпускать просто интерактивные игры, это делают многие. Мы стали развивать концепт и сторителлинг. Это работает в любом бизнесе: люди любят истории. А еще все мы получаем удовольствие, когда наш пользовательский путь обогащают игровыми элементами.
Еще думаем о метриках парка: их окупаемости, повторных возвращениях и безграничном бизнес-цикле за счет возможности обновлений, которые дают технологии. Мы работаем над внедрением фишек из цифровых игр и геймификацией офлайн-опыта при визите в парк. Например, при входе в парк ребенок создает аватара, цифрового помощника: придумывает ему имя, подбирает одежду и аксессуары. Этот виртуальный двойник сопровождает ребенка во всех играх и развлечениях и набирает баллы вместе с ним. Накопленную энергию в виде баллов дети приносят в сердце парка — Лагерь Аватаров. Чем больше активностей пройдено, тем выше шанс выполнить групповую миссию для всех гостей парка и разбудить конфетного дракона, который полетит по всем аттракционам.
Экономика потребления меняется на экономику впечатлений, и крайне важно, чтобы опыт клиентов был личным, персональным. Поэтому мы много времени уделяем персонализации опыта. Ребенок создает именно такого аватара, которого хочет, проходит игры и выбирает миссии, которые хочет. Набирает очки, чтобы «прокачать» своего виртуального помощника. Цифровые аватары повышают эмоциональное вовлечение и усиливают эффект впечатлений. Кроме того, когда ребенок придет в следующий раз, он может создать себе совсем другого аватара и получить новый опыт. Для разных стран мы добавляем национальный колорит в функционал редактора: например, для арабских стран — это национальная одежда, для Бразилии — специфические прически с косичками и дредами и так далее.
Другой тренд, которому мы следуем — это экосистемный подход к бизнесу. Мы начали развивать собственное приложение Hello+. Это другая сторона фиджитала, когда ребенок после визита в парк уносит созданного в парке аватара в телефоне домой и продолжает с ним играть, набирать очки и возвращается снова за призами. Это и система лояльности, и продолжение игры.
Как развивается сеть Hello Park сегодня?
На начальном этапе развития мы строили парки на относительно небольших площадях в торговых центрах: 200-300 квадратных метров. Сейчас мы перешли к крупным форматам от 1000 квадратных метров с ежемесячным трафиком от 8000 человек. В среднем, посетители проводят в парке 4 часа, а процент повторных посещений превышает 35%.
Над постоянным обновлением контента и стратегией развития в головном офисе работает команда из более чем 100 человек. Сеть развивается по франшизе: мы предлагаем партнерам решение под ключ от дизайн-проекта до запуска с полным сопровождением операционной деятельности. Срок запуска парка обычно составляет 5-6 месяцев.
Сегодня в России работают 10 парков Hello Park в Москве, Минеральных Водах, Благовещенске, Майкопе, Сочи, Владикавказе и Южно-Сахалинске. Но есть и отдельные интерактивные зоны в других парках, работающих под другими брендами, в которых используются наши технологии. По всему миру у нас действуют уже 50 объектов в 19 странах от Южной Кореи до Бразилии. В 2023 году рост сети составил 150%, а ее партнерами стали крупнейшие мировые холдинги: INGKA Group, Caspian Entertainment Group, Pasha Holding, Parque de Monica, Robinsons Retail Holdings, Lynks Property Management, Grupo São Joaquim, Сбер и другие.
Нам удалось упаковать технологии в понятный и прибыльный продукт для семейного досуга. Hello Park, изначально вдохновленный трендами в сфере развлечений, теперь сам создает новые тренды. Наши заслуги отмечены престижными премиями. В 2024 году мы получили две премии в индустрии развлечений для детей: международную MENALAC Awards и российскую «Золотой медвежонок». Через несколько лет мы хотим прийти к тому, чтобы дети в любом городе мира могли посетить Hello Park.