Гатчина — столица региона: как создать инновационный центр управления
О территориальном развитии Гатчины и Ленинградской области в целом в экспертном мнении директора НИИ ПГ, академика РААСН Павла Спирина
Академик РААСН, ученый, градостроитель-практик. Автор более 100 научных и проектных работ в области градостроительства и архитектурно-строительного проектирования. Член Союза архитекторов России
За последние три года в Ленинградской области произошло два события, имеющих стратегическое значение для будущего развития региона и его места в социально-экономической и политико-административной системе Российской Федерации. Эти события напрямую связаны с преобразованием статуса Гатчины, которая постепенно превращается из крупного городского центра в ключевую точку управления всей областью и в центр территориального развития.
Речь идет, во-первых, о закреплении за Гатчиной статуса столицы Ленинградской области, и, во-вторых, о проведенной административной реформе, выразившейся в объединении всех поселений Гатчинского района в единый муниципальный округ. Оба решения тесно переплетены между собой и отражают как исторические предпосылки, так и современные тенденции социально-экономического планирования, где центральное место занимает необходимость рационального использования территории, повышение инвестиционной привлекательности и создание условий для устойчивого развития.
Юридическим основанием для первого из указанных шагов стал Закон Ленинградской области от 27 октября 1994 года № 6-ОЗ, который заложил базовые принципы организации региональной власти и закрепил положения Устава Ленинградской области. Важным этапом эволюции регионального законодательства стало внесение Законом Ленинградской области от 3 апреля 2023 года № 31-ОЗ в Устав Ленинградской области новой статьи 7.1, согласно которой город Гатчина официально получил статус столицы региона. На первый взгляд это решение могло показаться символическим, однако при более глубоком анализе становится очевидно, что оно носит стратегический характер и отражает комплекс исторических, экономических, логистических, культурных и политических факторов. Статус столицы закрепил объективное положение Гатчины в региональной системе расселения и управления, подчеркнув ее особую роль в жизни Ленинградской области.
История
Историческая аргументация здесь является одной из наиболее очевидных и весомых. Гатчина известна как город, в котором в разные периоды российской истории находился центр управления империей. Так, при императоре Павле I именно Гатчина превратилась в ключевую резиденцию и фактически стала центром государственного управления. Второй раз она приобрела статус главной императорской резиденции в 1881 году, когда Александр III поселился здесь со своей семьей. Эти обстоятельства подчеркивают историческую преемственность и символическую значимость решения, принятого в 2023 году. Таким образом, выбор Гатчины в качестве столицы не является случайным или искусственным: он логически продолжает историческую традицию, придавая ей новое содержание в современных условиях.

Географическое положение
Помимо исторических факторов, следует выделить и экономико-логистические аргументы. Гатчина занимает выгодное географическое положение: город находится вблизи Санкт-Петербурга, который выступает ядром крупнейшей агломерации Северо-Западного региона, а также рядом с международным аэропортом «Пулково», что обеспечивает доступность как для межрегиональных, так и для международных связей. Гатчина равноудалена от ряда крупных населенных пунктов Ленинградской области, что делает ее естественным центром территориальной консолидации. Развитая транспортная сеть позволяет связывать город с различными частями области, формируя предпосылки для эффективного управления и взаимодействия с муниципальными образованиями. В этом смысле политическое решение имеет вполне прагматическую основу, так как способствует созданию более устойчивой системы управления.
Следующий этап трансформации произошел в 2024 году, когда был принят Закон Ленинградской области от 2 мая 2024 года № 50-ОЗ «Об объединении поселений, входящих в состав Гатчинского муниципального района Ленинградской области, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и о внесении изменений в областной закон «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения»». Закон был принят Законодательным собранием Ленинградской области 24 апреля 2024 года. Его суть заключалась в том, чтобы объединить все поселения, ранее входившие в состав Гатчинского муниципального района, и создать на их основе единое муниципальное образование — Гатчинский муниципальный округ с административным центром в городе Гатчина. В объединение вошли такие городские и сельские поселения, как Вырицкое, Дружногорское, Коммунарское, Сиверское, Таицкое, Большеколпанское, Веревское, Войсковицкое, Елизаветинское, Кобринское, Новосветское, Пудомягское, Пудостьское, Рождественское, Сусанинское и Сяськелевское. Масштабность объединения свидетельствует о глубине реформы и ее долгосрочных последствиях для всей административной системы региона.
Создание Гатчинского муниципального округа отражает современные тенденции укрупнения муниципальных образований в России, направленные на повышение эффективности управления, снижение издержек и оптимизацию процессов принятия решений. Это также открывает возможности для более комплексного территориального планирования, которое учитывает взаимосвязь различных населенных пунктов и их инфраструктуры. Если в прошлом каждая территория имела собственные документы территориального планирования и градостроительного зонирования, то теперь возникает необходимость создания единого документа, который обеспечит согласованность всех решений.
Преимущества единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования
Формирование единого документа территориального планирования для Гатчинского муниципального округа представляет собой нетрадиционное для последних десятилетий решение, которое сочетает в себе элементы генерального плана и правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Такой подход имеет ряд существенных преимуществ. Во-первых, он обеспечивает более эффективный анализ, поскольку осуществляется в рамках единого документа. Во-вторых, фактически исключается риск несоответствия между генеральным планом и ПЗЗ, который ранее нередко возникал, например, в определении функциональных и территориальных зон. В-третьих, процесс принятия решений существенно ускоряется, так как ранее разработка и утверждение документов происходили последовательно, тогда как теперь многие процессы можно проводить параллельно. В результате на выходе появляется актуальный и комплексный анализ всей территории с учетом влияния агломерационного ядра — Санкт-Петербурга.
Разработкой единого документа территориального планирования в настоящее время занимается Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства (НИИ ПГ) — институт в области градостроительного проектирования. Институт приступил к работе летом 2025 года, и уже в середине 2026 года ожидается появление мастер-плана Гатчины, в котором будут отражены основные направления пространственного и социально-экономического развития территории. Привлечение НИИ ПГ обеспечит высокий уровень научного и практического подхода, использование современных цифровых технологий и интеграцию лучших российских и международных практик. В перспективе Институт позволит сформировать комплексную базу данных о территории, создать условия для более точного учета специфических факторов развития, выявить сильные стороны города и всего округа, определить ключевые вызовы и предложить стратегию повышения устойчивости и конкурентоспособности.
Все это откроет путь к более точному учету условий развития, ускорит реализацию стратегических проектов и облегчит доступ инвесторов и органов власти к актуальной информации о возможностях застройки. Это, в свою очередь, поспособствует сбалансированному развитию всех элементов городской инфраструктуры — транспортной, инженерной и социальной.
Объединение поселений и создание единого документа территориального планирования становятся инструментами рационального использования территории Гатчины и повышения качества жизни населения.