Эксперт: 5 причин попасть под персональные санкции в 2023 году

С февраля 2022 года практически любое лицо, которое связано с государственными корпорациями и выполняет госзаказы, может попасть в санкционный список.

Ирина Белова

Ирина Белова — PR-стратег компании «Репутация Москва», занимающейся удалением негативной информации и управлением репутации в сети.

Из ситуации есть два выхода: ожидать, что санкции вас не коснутся (такое вполне может быть), или удалять любую информацию из поисковой выдачи о том, что вы имеете отношение к компаниям или персонам, которые могут попасть под запрет. Разбираемся, как не попасть в санкционный список.

Есть сервисы, которые показывают, входит ли персона или компания в санкционные листы и попадает ли под правило 50%. У нас большой опыт в проведении контент-анализа комплаенс-рисков по собственной, проверенной методологии. Обратитесь к нам за консультацией, и мы поможем определить, какая именно информация в интернете может стать причиной попадания под санкции.

Против кого уже выдвинули санкции? 

За 2022 год ЕС принял девять пакетов санкций в отношении России, которые включали широкий круг бизнесменов, политиков и чиновников, а также затрагивали различные отрасли российской экономики. После десятого пакета санкции ЕС применяются в отношении 1499 физических и 208 юридических лиц.

25 февраля 2023 года ЕС ввел в действие десятый пакет санкций против России. В него попали 87 физических и 34 юридических лица. Среди них: глава Россотрудничества Евгений Примаков, зампред правительства Московской области Вячеслав Духин, уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова. Под санкции попали три банка: «Альфа», «Тинькофф», Росбанк. 

Также в списке оказалась компания «Росатомфлот», Российская национальная перестраховочная компания и Фонд национального благосостояния. В части экспортно-импортных санкций ЕС ввел ограничения на экспорт в Россию критически важных технологий и промышленных товаров, включая электронику и автозапчасти, строительную технику, запрет на импорт из России асфальта, битума и синтетической резины. 

Санкции были расширены со стороны не только ЕС, но и США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии. 24 февраля 2023 года Минфин США пополнил блокирующие списки. Под санкции попали 96 физических и 135 юридических лиц. Среди них 11 банков: Ланта Банк, Металлинвестбанк, Московский кредитный банк, МТС Банк, СДМ-банк, Уральский банк реконструкции и развития, «Зенит», «Левобережный», «Приморье», «Санкт-Петербург» и «Уралсиб». Примечательно, что среди физических лиц есть как государственные чиновники: Татьяна Голикова, Валерий Фальков, так и представители бизнеса: замглавы Росбанка Улан Илишкин, глава департамента Альфа-Банка Алина Назарова, глава Сбербанка Евгения Тюрикова и многие другие. Вероятно, руководители private banking оказались в списках из-за того, что часть клиентов банков находятся под санкциями. Предполагается, что главы направления могут быть косвенно причастны к обходу запретов. 

Уже расширен список товаров, которые могут способствовать военному и технологическому совершенствованию России или развитию ее сектора обороны и безопасности: добавлены двигатели для беспилотных летательных аппаратов, дополнительное химическое и биологическое оборудование, средства подавления беспорядков и электронные компоненты. Расширен запрет на экспорт товаров и технологий, пригодных для использования в авиации и космической отрасли, на авиационные двигатели и их детали. Пополнен перечень товаров, которые могут способствовать наращиванию промышленного потенциала России: в него включили такие позиции, как генераторы, игрушечные дроны, ноутбуки, жесткие диски, ИТ-компоненты, приборы ночного видения и радионавигации, фотоаппараты и объективы. 

https://lh3.googleusercontent.com/_fsNgS72nrw8j3RgPYcJxA4ZLmCxJzPS5ozfW5mJ-odn85ia7rf7dHhAk24cZ5Y91lQdcgCvfv3EVqAYpxwi39ZQBTDfSMdVPieOOOnuYP5ODXHOPbw_mKPbsVU96_xhpGMCis7ekjmnS8kB3m14J5A
Пример российских компаний и топ-менеджеров в списках персональных санкций после февраля 2022 г.

У кого есть риски попасть в санкционные списки?

«Если несколько лет назад мы говорили о рисках попасть в санкционный список как о гипотетических, то сегодня шансы оказаться под санкциями стали реальными для каждого. Мы ожидаем дальнейшего значительного пополнения санкционных списков и расширения товаров под экспортно-импортными ограничениями. Изменилась скорость реакции иностранных регуляторов на принятие санкций, новые санкции принимаются молниеносно, причем регуляторы разных стран действуют синхронно. Мы видим, что регуляторы США, ЕС, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии приняли санкции в один день, 24 февраля 2023 года. Ужесточается контроль за соблюдением санкционных ограничений. США намерены применять вторичные санкции за нарушение санкционных требований, в ЕС ввели уголовную ответственность за обход санкционных ограничений через третьи страны. Запад прорабатывает вопрос конфискации замороженных российских активов на законодательном уровне. Если говорить о последствиях санкций, то наибольшее воздействие ощутил на себе финансовый рынок России, так как почти все крупные банки были добавлены в блокирующие списки, но ему удалось выстоять благодаря мерам, принятым Банком России», — рассказывает Юлия Елисеева, партнер консалтинговой компании Комплаенс.Рус.

5 главных критериев риска:

  • Принадлежать к категории публичных должностных лиц (ПДЛ) и везде афишировать это: давать интервью и комментарии, находиться на официальном сайте компании. Для справки: ПДЛ — это люди, которые занимают или когда-то занимали значимые государственные должности, или лица, связанные напрямую с госслужащими (муж/жена и близкие родственники). К этой же категории причислены топ-менеджеры государственных предприятий и компаний. Важно, что к ПДЛ не относятся должности среднего и низшего звена. Например, депутат Госдумы попадает в первую категорию риска, а его ассистент — нет.
  • Раскрывать информацию о родственниках ПДЛ в медиа, СМИ и интернете. Супруги, родители, дети, бабушки и дедушки тоже могут получить санкции в свой адрес. Например, в случае с Владимиром Потаниным под ограничения попали его дети и жена. Иногда к списку связанных с ПДЛ могут относиться сожители, коллеги, деловые партнеры, но гораздо реже, чем близкие родственники.
  • Сообщать об управлении компанией, которая находится под санкциями.
  • Пытаться обойти санкции или быть человеком, который способствует обходу санкционных ограничений.
  • Находиться под санкциями Украины (но не получать ограничения от США и ЕС) и публично заявлять об этом.

Нарушение режима санкций США и ЕС или соучастие в нем — это федеральное уголовное преступление, где только по одному пункту обвинения можно получить до 20 лет тюрьмы. А поскольку у США на сегодняшний день 110 двусторонних договоров о выдаче, пренебрежение этим риском может повлечь экстрадицию в США даже из оставшихся дружественных юрисдикций.

Есть ли способ защититься от санкций

Министерство финансов позволяет подсанкционным компаниям не размещать отчетность в Едином государственном реестре юрлиц и информационном ресурсе бухгалтерской отчетности. Более 1300 компаний могут засекретить часть данных, включая списки руководителей. Для этого нужно только подать прошение в Минфин. Такой метод может обезопасить топов от попадания под ограничения. Правда, если информация о причастности человека к государственному сектору находится в открытом доступе и попадает на первые страницы поисковой выдачи, шансы избежать ограничения снижаются.

Как правило, регуляторы находят информацию о лицах с риск-факторами в интернете по запросу «ФИО» или «ФИО + название организации». Любая информация в интернете, которая прямо или косвенно указывает на связь человека с государственным сектором или с компаниями, которые производят продукцию, способствующую развитию военного и технического сектора России, может стать причиной попадания в черный список. 

«От информации в интернете можно избавиться: удалить ее или убрать из выдачи поисковых систем по ключевым запросам. В последнее время к нам все чаще обращаются за удалением или деиндексацией любой информации, а не только негативной. Мы не рекомендуем заниматься удалением самостоятельно: есть риск сделать еще хуже. Гарантировать, что удаление — это единственно верный способ спастись от санкций, мы не можем. После удаления риски останутся, но их станет меньше», — комментирует Ирина Белова, PR-стратег компании «Репутация Москва».

Способы минимизировать риски есть — важно вовремя ими воспользоваться. Удаление информации о себе — не гарантия непопадания в санкционные листы, это превентивная мера, которая поможет топ-менеджеру не ассоциировать себя с компаниями и персонами, которые уже находятся там.