SoftRecruiting 30 мая 2024

Как развитие технологий чат-ботов меняет HR процессы

Если изучать новости глобальных разработчиков чат-ботов, можно видеть и предвидеть, как инновации находят применение в процессе подбора сотрудников

Виктория Салахиева
CEO&founder SoftRecruiting

В HR 15+ лет: опыт в международных рекрутинговых агентствах и ex-HRD высокотехнологичной инновационной компании. Вошла в рейтинг TOP50 HR 2022 по версии URAL HR Forum, победив в номинации «Рекрутинг»

IT или HR

Когда я погрузилась в разработку чат-ботов, то увидела, что это направление делится на две части: техническая часть (то, благодаря чему бот работает как надо) и содержательная часть (сценарии, тексты, логика и смысл переходов, путь кандидата). Поэтому внедрение чат-ботов невозможно без совместной работы тех, кто понимает в технической части и в HR. При этом речь не про общее понимание, а глубокую экспертизу. Даже небольшие нюансы и настройки могут сделать чат-бот намного эффективней. 

Конечно, мне самой изначально ближе содержательная часть ввиду большого опыта в HR, но со временем появился хороший опыт с техническими нюансами. Уверена, что через несколько лет будет нормой одновременное наличие глубоких компетенций в IT и HR у тех, кто работает в сфере подбора персонала. 

Например, у рекрутера компании в работе 7-10 вакансий и заказчики-руководители срочно и одновременно ждут от него кандидатов. Еще несколько лет назад для ускорения подбора у такого рекрутера был помощник на рутинные задачи, например, выпускник вуза без опыта. Сейчас роль помощников в HR перешла к чат-ботам. То есть они не заменяют рекрутера, они усиливают его. Но при использовании чат-ботов крупными компаниями общее количество рекрутеров там может стать действительно меньше.

AI

Ключевой технологией, меняющей мир HR, являются, конечно, нейронные сети. Если для настройки чат-бота на основе алгоритмов и запрограммированных правил нужно очень хорошее знание специалистом всех профессиональных формулировок, стандартов коммуникации, tone of voice, психологии подбора, то чат-бот на основе искусственного интеллекта может условно сам научиться всему, если дать ему источник. 

Что мне особенно нравится, наработки применения AI для внедрения в HR можно брать из любой сферы. Например, для уточнения кандидатами вопросов про вакансии отлично подходит уже привычный формат клиентской поддержки в чате банка. Все, что связано с поисковыми запросами, применимо для поиска кандидатов в разных источниках. Развитие интеграций с мессенджерами позволяет общаться с кандидатами из разных отраслей там, где им удобно и привычно. Развитие технологий обработки видео и аудио позволяют анализировать видеоинтервью кандидата и формировать качественные независимые рекомендации по найму. 

Невозможно игнорировать стремительно меняющиеся HR технологии. Даже если рекрутер будет продолжать подбирать сотрудников привычным для себя способом 10-летней давности, размещая вакансию на сайте или отбирая резюме там самостоятельно, то даже на таких сайтах становится выгоднее и удобнее использовать встроенные или внешние чат-боты.