Дефицит малотоннажной техники: причины и прогнозы

Основной причиной нехватки техники в парках транспортных компаний стал дефицит водителей и рост затрат на ее покупку

Александр Зарецкий
Первый заместитель генерального директора

Отвечает в компании за финансы, страхование, внешнеэкономическую деятельность

Наблюдаете ли вы на данный момент в компании нехватку свободного транспорта для внутригородских перевозок?

На текущий момент дефицита транспорта при внутригородских перевозках не испытываем, так как пользуемся преимущественно собственным парком. Автопарк «Байкал Сервиса» состоит из грузовиков отечественного производства. В последние годы мы его унифицировали, тем самым оптимизировав обслуживание и ремонт, что позволило сократить время доставки и повысить качество предоставляемых услуг для наших клиентов по всей филиальной сети. В прошлом году нам удалось на 30% расширить свой автопарк. Новые грузовики Газель NEXT, Газон NEXT и МАЗ уже вышли на маршруты по всей филиальной сети.

Изменились ли расходы на обслуживание малотоннажных грузовиков за первое полугодие в сравнении с аналогичным периодом прошлого года? С чем это связано?

Средний чек на обслуживание коммерческого транспорта, по данным нашей компании, с начала этого года вырос в среднем на 20%. Единственный фактор, который сумел сдержать рост от более значительного — это высокая доля российских моделей в структуре парка, а также запчасти, которые не так значительно выросли в цене.
При этом частота внеплановых обращений на сервисные станции выросла на 25%, и связана эта тенденция, прежде всего, с вынужденным продлением срока службы автомобилей, ввиду высоких ставок кредитования и лизинга, и по сути полным прекращением текущего необходимого обновления автопарков.

По вашему мнению, повлияла ли на увеличение расходов перевозчиков отмена программы льготного лизинга для LCV-техники? 

Сектор LCV — практически единственный на российском авторынке, где превалируют машины отечественной сборки. Действующие сегодня программы финансирования (лизинг) не отвечают необходимым требованиям транспортных компаний. Высокие ставки по кредитам вынуждают многих из них отказываться от приобретения новых машин и делать ставку на продление сроков эксплуатации имеющейся техники до ее продажи или списания. При этом несвоевременная реновация автопарка увеличивает затраты на содержание техники, что отражается на рентабельности. В результате мы наблюдает «старение» автопарка и удорожание услуг, а это неизбежно сказывается на конечном потребителе.

Если говорить про внутренние перевозки, с чем, на ваш взгляд, связано обострение дефицита транспорта? 

Основными вызовами логистической отрасли последних лет остаются: кадровая проблема и дефицит транспорта. Если раньше причиной нехватки сотрудников была непопулярность профессии: молодые люди не хотели устраиваться водителями, эта работа казалась им немодной и слишком трудоемкой, то текущая в стране ситуация также внесла свои коррективы, вылившись в еще больший дефицит водителей. Поэтому на рынке труда, в том числе и на внутренних маршрутах, сейчас мы видим в основном возрастных водителей (от 50 лет и старше). 

В 2023 году мы наблюдали нехватку водительского состава и нестабильность их уровня заработной платы. В течение прошлого года и с начала этого мы буквально в режиме онлайн пересматривали зарплаты, стараясь оплачивать труд по ставке выше рыночной. С начала года сроки закрытия вакансий по водителям в нашей компании в среднем по России выросли на 30-40 %. По Москве в среднем с 5 рабочих дней до 10, а порой более. Зарплатные ожидания у кандидатов выросли на 30-40%. Полностью укомплектовать штат водителей нам удалось в начале этого года.

Какие меры предпринимает ваша компания, чтобы избежать нехватки транспорта для доставки грузов? 

В 2024 году в планах компании только обновление в рамках замены выработавшего свой ресурс автотранспорта. И в основном это легкие коммерческие грузовики, работающие по городу. 
Что касается водителей, то, как и с сотрудниками других направлений, фокус сместился с их привлечения на их удержание. Помимо имеющихся преференций, сейчас мы работаем над новым кадровым проектом по расширению социального пакета, где будет не только заработная плата выше рынка, но и другие социальные привилегии (ДМС, компенсация расходов и др).

По вашим прогнозам, что ждет рынок внутригородских перевозок во второй половине года?

На российском рынке автоперевозок сейчас сложилась беспрецедентная ситуация. С одной стороны, спрос на услуги транспортных компаний растет, с другой — есть факторы (указанные выше), которые существенно сдерживают развитие. Если говорить про внутригородские перевозки, то одним из главных драйверов их роста является электронная торговля, которая требует все больше автомобилей для внутригородской доставки. А значит, если в ближайшее время не будет решен вопрос поддержки лизинга малотоннажного транспорта, то рынок неизбежно ждет дальнейшее «старение» автопарка, а с ним и подорожание услуг для конечного потребителя.