Особенности исламских финансовых продуктов
Существует широкий спектр финансовых и цифровых сервисов, созданных для мусульманской аудитории, о которых многие слышали, но мало знают
Александр отвечает за развитие бизнеса ГК Softline на дружественных рынках и реализацию экспортного потенциала как собственных продуктов, решений и сервисов ГК, так и решений отечественных вендоров
Халяльная продукция не ограничивается только пищевыми товарами — она также охватывает фармацевтические препараты, косметику, средства личной гигиены и многое другое. Кроме того, существует широкий спектр финансовых и цифровых сервисов, созданных для мусульманской аудитории, о которых многие слышали, но мало знают. Хотя эти продукты могут показаться нишевыми, глобальные данные свидетельствуют об их значительном влиянии.
Виды исламских продуктов и последние инновации
Регулируемая требованиями исламского права, шариатская банковская деятельность работает на основе нескольких основных принципов:
- начисление процентов за пользование кредитом;
- запрет инвестиций в незаконный бизнес, а также в рискованные инструменты (фьючерсы, опционы);
- получение доходов от запретных отраслей — торговли и производства свинины, алкоголя, табака, индустрии развлечения для взрослых (казино, ночные клубы, тотализаторы и др.);
- прозрачность и распределение риска и вознаграждения, а также контракты о распределении прибыли и убытков.
Впрочем, в разных странах из-за отсутствия единых международных стандартов ограничения для исламских финансовых институтов могут трактоваться по-разному. Например, в России не разрешено финансировать игорный бизнес, производство сигарет, алкоголя, оружия, боеприпасов, а также торговлю этими товарами. Более того, нельзя устанавливать конкретную процентную ставку при выдаче кредитов.
Что касается исламских финансовых инструментов, одними из наиболее распространенными являются: финансирование на основе распределения прибыли (мудараба), финансирование на основе рассрочки (мурабаха), долевое партнерство (мушарака), финансирование на основе предоплаты (салам), исламское страхование (такафул), исламские облигации (сукук), депозиты (вакал), исламская аренда (иджара) и монетизация активов (таваррук).
На более продвинутых рынках исламский банкинг в настоящее время переходит в фазу зрелого роста, отмеченную возросшей конкуренцией. Для поддержания непрерывного роста существует насущная потребность в инновациях продуктов и предоставлении превосходной ценности для клиентов. Среди последних инноваций: Open API, облачные технологии, мобильные приложения, электронные платежи, мобильные кошельки.
Целевая аудитория
По оценкам экспертов, около 2,2 млрд мусульман, то есть более четверти населения мира, не получают достаточного обслуживания из-за ограниченного количества решений, соответствующих шариату. Например, население Саудовской Аравии составляет около 36 млн человек, из них 67% моложе 35 лет. Потенциал занятости и покупательная способность этого сегмента в течение следующего десятилетия огромны.
Сегодня исламские финансы, наряду с «зеленым финансированием», можно отнести к так называемым «этическим инвестициям», то есть не обязательно связанным с религией, но обязательно предполагающих некий моральный кодекс финансовой организации как в политике привлечения капитала, так и в инвестиционной политике.
Так, Bank Nizwa, ведущий исламский банк в Султанате Оман, в конце 2023 года запустил комплексный пакет исламских решений в области зеленого финансирования для жилищного, автомобильного и личного финансирования. Исламские зеленые финансовые решения Bank Nizwa стали преобразующей вехой, органично согласовывая банковскую практику учреждения с целостными целями устойчивого развития Султаната.
А Qatar Islamic Bank (QIB), ведущий цифровой банк Катара, в начале 2024 года представил новый соответствующий шариату продукт «Sustainable Deposit», который соотносится с приоритетным финансированием устойчивого развития и согласования с целями будущего с низким уровнем выбросов углерода. Таким образом, банк выделяем средства исключительно на экологически и социально ответственные проекты и инвестиции в рамках концепции устойчивого развития, которая соответствует целям ООН в области устойчивого развития (UNSDG) и Национальной стратегии Катара до 2030 года.
Объем рынка и географический охват
Более 560 банков по всему миру придерживаются исламских принципов, и ожидается, что активы исламского финансирования во всем мире вырастут с $3,69 трлн по итогам 2024 года до $5,9 трлн к 2026 году. Исламские банки работают в 40 странах мира. Лидируют страны Персидского залива — активы исламских банков в них составляют $1 122 млрд, или 47,8%. В Турции — стране с преимущественно мусульманским населением, функционируют 6 исламских банков, активы которых составляют $56 млрд, то есть 7,8% от всех активов банков по стране. Кроме того, в мире существуют 375 финтех-компаний, которые так или иначе связаны со сферой исламских финансов.
Особенно высокие темпы роста рынка исламских высокотехнологичных продуктов ожидаются в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки и Центральной Азии, в первую очередь, благодаря большому мусульманскому населению в этих регионах. В совокупности аудитория этих регионов будет составлять более 80% целевого рынка. В список стран с наибольшим мусульманским населением в Азиатско-Тихоокеанском регионе входят Пакистан (97%), Бангладеш 90%, Индонезия (86%) и Малайзия (84%), на Ближнем Востоке и Африке — Саудовская Аравия (97%), ОАЭ (75%) и Катар (70%), в Центральной Азии — Таджикистан (99%), Узбекистан (96%) и Казахстан (69%).
Саудовская Аравия, родина ислама, где находятся главные мусульманские святыни, лидирует по объему финансов халяльных банков — их доля составляет около 50% от всех капиталов, вращающихся в стране. В Малайзии объем исламских финансов составляют около 41% от общего объема. Затем следуют такие страны, как Турция, ОАЭ и Катар.
Относительно недавно, исламское финансирование получило статус легитимности и в России, где доля мусульман составляет по разным оценкам от 10% до 14%. В августе 2023 года Госдума приняла законопроект об исламском банкинге, согласно которому начиная с сентября 2023 года будет проводиться эксперимент по внедрению исламского банкинга в четырех регионах страны — Дагестане (доля мусульман 95%), Чечне (96%), Башкирии (67%) и Татарстане (54%). Тем не менее, в России в 2023 году функционируют более 30 субъектов рынка, позиционирующих себя как поставщиков исламских финансовых услуг.
Тренды и драйверы рынка
Как ожидается, глобальный рынок исламских высокотехнологичных продуктов в ближайшие несколько лет покажет экспоненциальные темпы роста и сохранит устойчивые темпы роста в долгосрочной перспективе. Это связано, как со стремительным ростом мирового населения мусульманской общины, так и ростом доходов в некоторых ведущих исламских странах. Согласно прогнозам экспертов, с учетом демографических тенденций общее число мусульман в мире вырастет с 25% до 30% к 2050 году, то есть до 2,8 млрд человек.
Страны-лидеры уже несколько продвинулись в вопросах регулирования исламского финансирования. Например, в Малайзии в 2013 году был принят Закон об исламских финансовых услугах (IFSA) и выданы лицензии двум финансовым консорциумам. Одной из первых стран в Центральной Азии, принявших протестировавших модель исламского финансирования, был Казахстан. Еще в 2009 году в Закон «О банках и банковской деятельности» этой страны была включена глава об исламских банках. Несколько позже законодательные нормы по исламскому финансированию появились в Таджикистане и Узбекистане.
Согласно исследованию, 76% молодых мусульман по всему миру заявили, что наличие вариантов онлайн-банкинга является решающим фактором. В частности, 70% заявили, что важно иметь возможность делать инвестиции, не встречаясь с кем-то лично, 74% заявили, что важно иметь доступ к услугам своего банка через мобильное приложение, а 80% заявили, что важно иметь доступ к банковским услугам в любом месте и в любое время.
Банки по всему Ближнему Востоку, включая Бахрейн, ОАЭ, Катар и Саудовскую Аравию, работают над своими стратегиями цифровой трансформации. Это следующее поколение финансовых услуг имеет решающее значение для стимулирования роста числа клиентов среди молодых потребителей, которые будут вносить ~75% банковских доходов на Ближнем Востоке.
Сдерживающие факторы
Основными барьерами для развития исламского финансирования являются отсутствие единого глобального стандарта исламских высокотехнологичных продуктов, низкий уровень финансовой грамотности, гендерное неравенство и кибербезопасность.
В Центральной Азии малое количество исламских банков связано с недостаточным уровнем проникновения таких банковских услуг, невысокой информированностью населения, а также особенностями законодательства. Реализация таких инициатив, как совмещение обычного банка с исламским, открытие «исламских окон», открытие экспериментальных площадок для внедрения новых инструментов для пробирования, а также выработка законодательных поправок может принести рынку Центральной Азии дополнительные $2 млрд к 2028 году.
Согласно результатам проведенных опросов, более половины (53%) молодых мусульман (миллениалы и поколение Z) по всему миру заявили, что выбрали бы исламский банкинг, если бы барьеры для входа были устранены. 74% молодых мусульман заявили, что хотят, чтобы банки делали инвестиции, соответствующие их религиозным убеждениям, в то время как 75% хотят, чтобы они делали инвестиции, которые «приносят пользу миру».
Заключение
С точки зрения потенциала и перспектив развития исламские финансы называют новой «золотой жилой» или «голубым океаном» как для банков в контексте привлечения новых клиентов и предоставления им продуктов в соответствии с их этическим кодексом (моральными нормами и ценностями), так и для технологических компаний — в части уникальной возможности для создания гибких цифровых платформ и финтех-сервисов на основе API для исламского финансирования.