Как будут развиваться маркетплейсы в 2025 году
Какие тренды и изменения ждут маркетплейсы в 2025 году — рассказал Учредитель «ВБ Девелопмент» Владислав Бакальчук
Российский предприниматель, сооснователь маркетплейса Wildberries. Руководил операционной деятельностью компании, занимался вопросами продаж, маркетинга и закупок Wildberries
На праздниках внимательно изучил показатели всех маркетплейсов в ушедшем году и готов поделиться своими мыслями о трендах. Они тревожные.
Тренд № 1: замедление темпов роста
Все показатели крупнейших площадок говорят о том, что развитие маркетплейсов в этом году существенно замедлится. Прогнозирую, что рост продаж в единицах товаров по итогам 2025 года составит максимум 25-30%, в деньгах рост будет соответствующим, но с поправкой на инфляцию.
Однозначно, 2025-й будет годом стагнации для маркетплейсов. Мелкие, при тех колебаниях экономики, которые мы видим сейчас, будут вынуждены закрыться или сосредоточиться на торговле товаров с высокой маржой и быстрым оборотом. Крупные — сосредоточатся на росте прибыли, а не завоевании доли рынка.
Тренд № 2: усиление контроля со стороны государства
Желание государства законодательно регулировать деятельность маркетплейсов понятно и наметилось не вчера. Законодательный контроль над площадками усиливается, и это подтверждается вступающими в силу в этом году законами.
Ужесточение требований к работе маркетплейсов приведет к повышенной бюрократизации — как процессов согласования работы, так и внутренних регламентов. Все это тоже, в конечном итоге, приведет к замедлению роста.
Тренд № 3: растущие затраты селлеров
Дефицит складских помещений в России создаст условия для нездоровой конкуренции между селлерами, искусственно созданной самими маркетплейсами. Сильные игроки с большим оборотом будут иметь преимущество перед новичками. В том числе — в возможности отгрузить товар по завышенным расценкам. Коэффициенты х10, х16 и даже х20, которые мы видели в 2024-м, к концу нового года будут носить характер не исключения, а правила.
Как я уже сказал, крупные маркетплейсы в этом году сосредоточатся на росте прибыли, и любые издержки бизнеса будут перекладывать в первую очередь на рост селлеров.
Все это, в конечном итоге, очень сильно ударит по развитию малого бизнеса в России. Быстро стартовать и развиться на маркетплейсе, как это было 5 или 10 лет назад, уже невозможно. Порог входа в бизнес для начинающих селлеров пока еще преодолим, но уровень этой ступеньки продолжает расти. По большому счету, 2025-й год — пожалуй, последний, когда можно успеть вскочить в уходящий вагон.