Вузы и бигтехи обсудили трансформацию системы образования в эпоху ИИ

Участники круглого стола ответили, как технологии ИИ трансформируют систему образования и какие вызовы ставят перед школами и университетами

28 августа в Москве состоялся круглый стол «ИИ меняет правила: как и кому готовить сильных IT-специалистов», организованный Яндекс Образованием. В дискуссии приняли участие представители ведущих вузов страны (МФТИ, ИТМО, НИУ ВШЭ и УрФУ) и крупнейших ИТ-компаний (Яндекс, Сбер, VK). 

Участники обсудили, как технологии ИИ трансформируют систему образования и какие вызовы ставят перед школами и университетами, как качественно готовить специалистов в сфере ИТ и ИИ, мотивировать преподавателей внедрять ИИ в обучение, а также как обеспечить доступ к современным технологиям и программам по всей стране. На встрече подчеркнули важность партнерства бизнеса и вузов, запуска новых образовательных моделей и интеграции ИИ-решений в повседневную учебную практику. 

По словам директора по образованию в Яндексе Дарьи Козловой, в 2025/26 учебном году число совместных образовательных программ с вузами в 18 регионах достигнет 100, при этом треть из них посвящена ИИ. Учиться на программах будут 15 тыс. студентов, что на 50% больше, чем годом ранее.

«Чтобы качественно готовить тысячи студентов, нужны сильные преподаватели из индустрии. Более 1200 наших сотрудников работают со студентами и школьниками. Наши преподаватели — это практики, люди, которые создают новые технологии, развивают продукты, в том числе на базе YandexGPT. Они готовы делиться своим опытом со студентами», — отметила Дарья Козлова.

Как подчеркнул ректор ИТМО Владимир Васильев, искусственный интеллект кардинально меняет требования к подготовке специалистов и создает предпосылки для формирования новых подходов в сфере образования. Одним из наиболее важных примеров такого подхода является внедрение новой компетентностно-ролевой модели образования, которую уже разработали и внедряют в ИТМО: 

«Ключевое отличие такого подхода — смещение фокуса с традиционных академических направлений на конкретные профессиональные роли. Студент с первого курса понимает, кем он станет, какие задачи будет решать и какой набор компетенций необходим для карьерного роста в выбранной области. Но успех такой модели невозможен без тесного партнерства с работодателями — это позволяет формировать актуальные практические навыки, которые обеспечат выпускникам уверенный старт на уровне junior+ или middle-специалистов».

При этом, как отметил ректор МФТИ Дмитрий Ливанов, прогресс в области искусственного интеллекта не отменяет важности получать фундаментальное и глубокое образование, работать со школьниками и студентами для формирования нового поколения создателей технологий будущего: 

«Настоящие прорывы в области ИИ происходят там, где его не просто используют как инструмент для анализа данных, а сочетают с глубоким пониманием законов физики. Такой подход не только готовит будущих ученых и инженеров, но и помогает воспитывать поколение, способное к комплексному мышлению и созданию технологий будущего».

Реализовать планы по подготовке кадров для развития экономики и технологий в стране можно только через партнерство университетов и компаний, подчеркивает проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская: 

«Подготовить успешного выпускника для его эффективной интеграции в отрасль возможно только совместно, используя все лучшее, что есть и в университете, и в компании. Вышка на протяжении многих лет совместно с ИТ-компаниями развивает свои образовательные продукты в области информационных технологий и отраслевого применения ИТ. В 2025 году совместно со Сбером, Яндексом, VK и1С мы вошли в проект Минцифры по обучению специалистов топ-уровня».

И.О. ректора УрФУ Илья Обабков также отметил, что, помимо кооперации с бигтехами, вузы могут предлагать студентам углубленное сотрудничество с промышленными компаниями:

«Для мотивации и подготовки студентов и будущих специалистов очень важна кооперация высшего образования и индустрии. Это может стать фишкой университетов, расположенных за пределами столиц, —таких как УрФУ. В этом контексте наша задача состоит в том, чтобы выстраивать плотную коммуникацию между вузами и предприятиями, с первого же курса показывать студентам, как работает промышленность, индустрия». 

Заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова подчеркнула важность развития у студентов софт-скилов, адаптивности и умения решать практические задачи в условиях бизнес-среды:

 «Чем ближе учебная модель к реальному бизнесу, тем более подготовленными с практической стороны окажутся студенты и недавние выпускники. Поэтому мы упростили процесс оформления на практику: подтверждение практики происходит буквально в один клик.Таким образом мы вовлекаем ребят с самого начала их обучения в нашу профессиональную среду». 

По словам руководителя дирекции Академических партнерств Сбера Ольги Цукановой, помимо реализации уже ставших привычными форматов взаимодействия, таких как совместные программы, стажировки и стипендии, важно вовлекать студентов, доносить до них ценность получения актуальных знаний: 

«Мы считаем важным приносить в университеты актуальный бизнес-контент, наши задачи и наши подходы к их решению. Это помогает формировать у студентов правильный запрос на обучение, а компании — получить свежий взгляд на свои продукты и задачи».

Мнением о внедрении ИИ в школьное образование поделился доцент Института образования НИУ ВШЭ, член Индустриального совета школы «Сколка» Дмитрий Фишбейн, отметивший актуальность этой технологии для решения ряда задач обучения подрастающего поколения: 

«Полагаю, что школа сейчас не имеет права делать вид, что ИИ не существует или препятствует нормальному обучению. Уверен, что ИИ — шанс для школы повысить эффективность образовательного процесса в первую очередь в направлении персонализации: коррекции темпа или способа освоения содержания, получения индивидуализированных заданий и развернутой обратной связи от учителя». 

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше