Константин Богданов: из коммерческой сферы в социальные предприниматели
Президент Фонда «Аксилиум (Помощь)» рассказывает о причинах перехода в некоммерческий сектор, реализуемых социальных проектах и о состоянии медиации в России
Руководитель социально-ориентированной организации Фонд «Аксилиум». Является совладельцем нескольких коммерческих предприятий в области E-commerce и IT-технологий. В коммерческом секторе с 1990 года
Константин, учитывая то, что Вы посвятили всю свою жизнь коммерческим проектам, достаточно странным кажется переход к социальному предпринимательству. Возникает вопрос — какова истинная причина и цель перехода в некоммерческий сектор?
К зрелому возрасту каждый начинает оценивать свою жизнь и задавать себе вопросы, ответы на которые чаще не удовлетворяют. Вот так, подводя промежуточные итоги и понимая, что мне придется отвечать на поставленные мною же вопросы, я и пришел в некоммерческий сектор.
Само по себе социальное предпринимательство полно созидания и это поможет мне оставить положительный след. Размер этого следа позволит оценить свою жизнь и еще раз взвесить пользу, которую я сумел принести не только близким, но и обществу. Такова моя сегодняшняя потребность.
Почему Вы избрали не популярное для НКО направление — медиацию в области кредитных споров?
Ответ прост — я часть общества. Проблемы соотечественников касаются и меня! Общая экономическая ситуация, рост долговой нагрузки, закредитованность, падение доходов населения, атомизация общества и маргинализация группы должников и есть причина выбора этого сектора.
Бесконфликтное разрешение вопросов с задолженностью граждан — это запрос граждан, а электронная форма — это веление времени.
В сфере деятельности НКО какой категории граждан направлено предложение Фонда?
Гражданам, имеющим множественные отношения с кредитными организациями и, одновременно с этим, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Тут мы исходим от запроса общества, который базируется на обращениях в Фонд.
Обращаются к нам должники, которые не могут воспользоваться предложениями кредиторов по выходу из статуса должника, а другие существующие инструменты для них не работают.
Константин, могли бы Вы пояснить, на чем базируется ваша помощь?
Мы устраиваем внесудебную процедуру примирения на досудебном этапе, где создаем условия для поиска компромисса на сконструированной для этого web-платформе.
Архитектура площадки построена на принципах процедуры медиации (примирение с участием посредника — медиатора), но является ее преобразованной формой, адаптированной под электронную версию медиативной сделки.
Юридическая основа — базовый кредитный спор, где одна из сторон (должник) инициирует процедуру путем предложения Цены Мирового (медиативного) соглашения второй стороне (кредитору).
Константин, раз Вы работаете на рынке данной услуги, можете ли Вы сказать, какова ситуация в сфере медиации сегодня в стране?
Медиация находится в спящем режиме. Продиктовано это не только культурным наследием, но и отсутствием четко описанной процедуры в законе.
Российская модель медиации на сегодня не сформирована. В текущее время идет работа над изменением закона и мы тоже внесли свой вклад, подав законодательные инициативы в Минюст РФ.
Внедрение медиативных технологий в обиход требует популяризации и государство должно играть в этом главную роль организатора. Сегодня такой инструмент, как медиация, соотечественникам даже не знаком, а отсутствие практики не вызывает доверия даже у тех, кто понимает значение слова медиация. Люди привыкли идти в суд, где решение принимает судья и им кажется, что это единственно верный способ урегулировать возникающие споры в различных областях жизнедеятельности.
Воспитание культуры примирения — дорога длинная и, возможно, бесперспективная. Тут важно понимать, что качество услуги определяется не только безошибочно прописанным законом, но и квалификацией медиатора. Ввиду отсутствия в стране института медиации хромает и подготовка специалистов.
Если говорить об электронной версии примирения, построенной на принципах процедуры медиации, то тут мы первопроходцы со всеми вытекающими последствиями. Возможно, мы займем активную позицию по формированию института медиации, где электронные формы найдут свое место.
Роль первопроходца вам уже знакома?
Да, конечно! В этом вся моя жизнь. Я осознано избрал путь экспериментов и рисков. Именно с этим набором связаны первопроходцы. Это дает мне ощущения полной жизни, ради которых, как я полагаю, и живет человек. И чем больше он будет ощущать — тем полнее будет его жизнь.
Что нового своим предложением вносит Фонд в эту сферу?
Мы предложили ту форму медиации, которая действительно является бесконфликтной и оперативной. Этого нельзя сказать о процедуре с участием медиатора (посредника), который, опираясь на закон, должен вести процедуру по определенному регламенту, где непосредственный контакт сторон обязателен.
В нашей версии бесконфликтность обеспечена отсутствием аудиального и визуального контакта между сторонами сделки, что в традиционной форме может выступать раздражителем и влиять на исход переговоров. Кроме того, дистанционная формализованная форма стирает территориальные границы и сокращает время медиативной сделки.
Константин, какие трудности были на вашем пути?
Неосведомленность людей — это первая большая проблема. Умалчивание кредиторами о такой форме разрешения вопроса с задолженность — это вторая проблема. Хитросплетения рынка кредитования в совокупности с присутствием аффилированных ими коллекторских агентств — это третья проблема.
Строго говоря, неосведомленность рождает невостребованность. Нет спроса — нет развития. По этой причине Фонд и встал на путь популяризации бесконфликтных форм. Это его социальная функция, возведенная в миссию.
Как Вы оцениваете перспективы и какие планы строите сегодня?
Сейчас пройден первый этап — разведка боем. Он позволил нам понять, что услуга находится в правовом поле. Теперь это понимают и кредиторы, которые неоднократно приглашали меня в 2023 году на свои конференции в качестве спикера.
Мы нашли поддержку нашей инициативы в ФССП России и Минюсте, в чьем ведении находится как НКО, так и медиация. Рабочая встреча в Банке России летом 2023 года позволила понять, как лучше настроить транзакционный путь при уплате Цены Мирового (медиативного) соглашения. В конце ушедшего года я был приглашен на конференцию профессиональных коллекторских агентств «АРКА», по результатам чего часть из них пошла в пилотный проект 2024 года. Как подтверждение важности моих начинаний, в августе 2023 года я был спикером на Московском урбанистическом форуме БРИКС.
Что касается планов, могу сказать, что в настоящий момент на медиативной web-платформе инициатором кредитного спора является должник. Весной 2024 года логика сервиса будет расширена и заработает обратная модель процедуры примирения, которая позволяет инициировать кредитный спор не только стороне должника, но и стороне кредитора.
Более отдаленные планы — расширение медиативных практик в сторону долгов населения перед поставщиками коммунальных услуг.
Какое напутствие Вы дали бы начинающим предпринимателям в некоммерческой сфере?
Как можно быстрее совершить все ошибки!