SML 5 ноября 2025

Как SML создала систему управления карьерным транспортом для нового ГОКа

SML совместно с «В2-Групп» модернизировали систему диспетчеризации карьерного транспорта — платформа стала гибкой, отказоустойчивой и независимой от зарубежных

Задача и причина

Задача

Для эффективного управления на этапе эксплуатации требовалась глубокая переработка архитектуры действующей системы диспетчеризации карьерного транспорта для внедрения ее на новом горно-обогатительном предприятии. 

Заказчик остановил выбор на решении от системного интегратора «В2-Групп», которое необходимо было адаптировать под задачи нового предприятия. К реализации этих задач подключилась команда SoftMediaLab (SML).

Причина

Система, которая использовалась ранее на других площадках, была построена на монолитной архитектуре и зависела от технологий, оказавшихся под санкционными ограничениями. В рамках программы импортозамещения требовалось полностью обновить ее технологическую базу и архитектуру, обеспечив:

  • независимость от зарубежных решений
  • устойчивость и масштабируемость системы
  • высокую производительность при больших объемах телеметрии.

Заказчик

Крупный горно-обогатительный комбинат, строящийся на одном из российских месторождений, готовится к запуску в 2026 году. Предприятие будет заниматься добычей и переработкой руды для производства металлов платиновой группы, меди и никеля и войдет в число крупнейших в стране.

Повысить эффективность производства — такую задачу сегодня ставят перед собой почти все промышленные предприятия, и горная отрасль не исключение. Цифровизация помогает устранить простои и лишние пробеги, продлить срок службы оборудования, сократить расход топлива и снизить издержки.

Решение

Команда SoftMediaLab не просто модернизировала, а полностью переработала ядро системы управления карьерным транспортом, устранив технологические ограничения и подготовив платформу к дальнейшему развитию.

Система спроектирована и реализована в соответствии с принципами микросервисной архитектуры на базе отечественной платформы ИНКА 4.0.

Пользовательский интерфейс создан с использованием лоукод-платформы, входящей в состав ИНКА 4.0, а сбор и обработка телеметрии реализованы отдельными микросервисами на .NET, взаимодействующими через шину Apache Kafka. 

Работа над проектом включала несколько ключевых этапов:

  1. Сбор и анализ требований совместно с архитектором заказчика. Наши системные аналитики детально проработали бизнес- и архитектурные требования.
  2. Проектирование и документация. Подготовлены описания модулей, схемы взаимодействия и прототипы интерфейсов.
  3. Разработка бэкенда на .NET с использованием Kafka как шины данных для обработки телеметрии.
  4. Создание фронтенда на лоукод-платформе с разработкой кастомных модулей на Angular, включая компоненты для визуализации различных картографических подложек и объектов на карте.
  5. Тестирование и релиз. Команда QA проверила стабильность и производительность решения.

Помимо реализации требований, были предложены улучшения в юзабилити, чтобы система стала не только функциональной, но и удобной для ежедневной работы диспетчеров.

Команда проекта

В проекте одновременно участвовали 10+ специалистов:

  • Архитектор
  • Тимлид аналитики
  • Системный аналитик
  • Тимлид и два backend-разработчика (.NET)
  • Тимлид low-code фронтенда и два frontend-инженера 
  • Тимлид и кастом-разработчик на Angular
  • QA-инженер
  • Проектный менеджер

Применялась многоуровневая система тимлидов — по каждому направлению (аналитика, бэк, фронт, кастом). Такой подход позволил держать высокий темп разработки без потери качества и сократил число итераций правок.

Какие задачи решает система

Обновленная система управляет карьерным транспортом в реальном времени. Она получает данные с контроллеров, установленных на самосвалах, обрабатывает телеметрию (положение, вес, топливо, простои и др.) и отображает состояние техники на интерактивной карте в реальном времени.

В карьерах нередки случаи, когда теряется связь. На этот случай предусмотрели локальное сохранение данных и их передачу на сервер после восстановления соединения.

Для контроля стабильности соединения с техникой мы предусмотрели журнал диагностики, который показывает задержки передачи данных и сигнализирует о превышении допустимых порогов.

Система поддерживает работу с разными типами контроллеров — для каждого транспортного средства можно настроить собственную конфигурацию и калибровку датчиков.

В работе системы было важно учесть специфику работы спецтранспорта. Машины имеют свойство ломаться, поэтому система прогнозирует износ узлов, предотвращает аварии и снижает затраты на обслуживание.

Также при разработке системы было важно предусмотреть для пользователей возможности:

  • отслеживать технику на карте и просматривать историю перемещений
  • получать оперативную статистику в реальном времени
  • формировать и анализировать рейсы, простои и сменные задания
  • отслеживать графики топлива, скорости и веса
  • формировать путевые листы и отчеты по итогам смен

Решение продемонстрировало устойчивую работу в промышленных условиях и подтвердило потенциал отечественных технологий в сфере автоматизации горно-транспортных комплексов.

Отдельное внимание уделено точности и глубине анализа данных. Если зарубежные приборы фиксировали только угол наклона по трем осям, новая система дополнительно определяет ускорение — это дает возможность, например, оценивать качество дорожного полотна в карьере.

Технологии

  • .NET — серверная часть
  • Apache Kafka — шина данных
  • Angular — кастомные модули, включая компоненты для визуализации различных картографических подложек и объектов на карте
  • Платформа ИНКА 4.0 — технологическая основа системы 
  • Лоукод платформа — пользовательский интерфейс
  • Микросервисная архитектура — для сбора телеметрии и обработки данных
  • Разработаны собственные алгоритмы обработки геометрических данных

«Технологии управления производственными процессами являются одними из приоритетных Центра цифровых технологий Сколково. Проект создания и  развития системы функционального планирования транспортной логистики очень важен для экосистемы Сколково, т. к. демонстрирует потенциал отечественных технологий и инноваций для промышленности в условиях санкций и ограничений импорта», — отметил Александр Фетисов, заместитель главного управляющего директора, директор центра развития цифровых технологий Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ).

Результат

Заказчик получил:

  • отказоустойчивую микросервисную архитектуру;
  • гибкую систему, готовую к масштабированию;
  • независимость от зарубежных технологий;
  • сокращение времени внедрения благодаря лоукод-подходу.

Внедрение обновленной платформы позволило повысить производительность, сократить простои и снизить эксплуатационные издержки.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше