Как пересадить сотрудников на электрокары: опыт AstraZeneca в России

Сотрудники компании поделились историями эксплуатации электромобилей из корпоративного автопарка

Задача и причина

Задача: 

Трансформировать корпоративный автопарк в парк электромобилей.

Причина: 

В рамках стратегии устойчивого развития сократить выбросы углекислого газа от использования автомобилей.

Международная биофармацевтическая компания AstraZeneca в рамках своей стратегии устойчивого развития одной первых в России пересадила сотрудников на электромобили. Сегодня автопарк компании насчитывает более 200 отечественных и китайских электрокаров. Они используются в городах с развитой зарядной инфраструктурой — в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Казани, Уфе, Краснодаре, Туле, Рязани, Владивостоке и Стерлитамаке.

Цель такого решения — сократить выбросы углекислого газа от автомобилей, которыми сотрудники пользуются в служебных целях. Согласно глобальной стратегии устойчивого развития AstraZeneca, компания стремится снизить негативное влияние операционной деятельности на окружающую среду. Чтобы снизить углеродный след и не нарушить при этом процессы производства и поставок препаратов, с 2022 года AstraZeneca начала заменять часть российского автопарка компании на электромобили. Благодаря этой инициативе выбросы в атмосферу от корпоративного транспорта за два года уменьшились на 16%.

С чем столкнулась компания при реализации идеи

Чтобы сделать переход на электрокары максимально удобным, в AstraZeneca протестировали несколько сценариев использования электромобилей в разнообразных погодных условиях. Адаптировать сотрудников к новому корпоративному транспорту помогли меры поддержки — дополнительные выплаты на аренду теплого паркинга зимой и компенсация установки «домашних» зарядных станций.

Первые месяцы сотрудники настороженно относились к электрокарам, так как у многих не было опыта их использования. Они стали тщательно планировать маршруты и тайминг, учитывая возможность зарядить автомобиль и время, которое для этого потребуется. Спустя время сотрудники адаптировались, а компания настроила эффективные инструменты для интеграции электрокаров в корпоративный автопарк.

Вождение электромобиля: чувство, что ты — первооткрыватель

По мнению менеджера по экономике здравоохранения и работе с государственными органами AstraZeneca Фуата, электромобиль — технологичное устройство, которое требует от владельца дисциплинированности, ведь поездки приходится планировать тщательнее.

Окружающим электрокары нравятся, говорит он. В каком-то смысле Фуат даже чувствует себя первооткрывателем, ведь таких машин пока мало на российских дорогах. «Иногда люди подходят, спрашивают, как это — ездить на электромобиле, стоит ли его покупать. Это дает ощущение сопричастности к чему-то новому и прогрессивному», — говорит он.

Фуат отмечает, что инфраструктура для электрокаров в Москве постепенно улучшается, хотя в регионах ситуация может быть иной. Но без заряда он не останется: говорит, что заранее изучает, в каких точках по маршруту следования находятся станции. Для большего удобства даже установил зарядную станцию возле своего дома. Затраты покрыла компания.

Из плюсов электрокара Фуат отмечает плавный ход, отсутствие рывков, быстрый и мягкий разгон. Но зимой водить сложнее: нужно искать зарядку в теплом месте, ведь холодная батарея прогревается дольше. По его словам, при сильных морозах прогрев может занять до 40 минут, только после этого автомобиль начинает заряжаться. AstraZeneca решила эту проблему, установив зарядные станции на закрытой парковке офиса. Это позволило сотрудникам оставлять машины на зарядке в течение рабочего дня и комфортно эксплуатировать электрокар даже в условиях русской зимы.

Менеджер по экономике здравоохранения и работе с государственными органами AstraZeneca Екатерина рассказала, что поначалу опасалась водить электрокар, однако достаточно быстро привыкла к такому автомобилю. По ее словам, для вождения в Москве электромобиль — отличный вариант. Основные преимущества для нее — комфорт и тишина в салоне: в отличие от бензиновых машин в электромобиле из-за конструкции двигателя даже на высокой скорости слышен лишь шум ветра и покрышек.

Чтобы найти подходящий электрокар, нужно внимательно изучить рынок, говорит она. Также необходимо оценить инфраструктуру зарядных станций в своем районе: если автомобилист живет за городом, можно рассмотреть установку домашней зарядной станции, которая всегда обеспечит полную батарею к утру.

AstraZeneca, по словам Екатерины, активно поддерживает сотрудников, которые пересели на электромобили. Кроме того, представители компании тщательно проверяют транспортное средство прежде, чем передать его сотруднику. Еще для водителей электрокаров создан специальный чат, где все делятся опытом и обращаются за помощью при возникновении любых вопросов. «Если что-то случается, транспортный менеджер всегда поможет и подскажет, что делать», — пояснила Екатерина.

Результат

Переход компании на электрокары стал не просто реализацией стратегии по снижению выбросов, но и амбициозным, относительно новым для корпоративного мира проектом. Еще он создал дополнительное комьюнити внутри команд, которые теперь связаны не только рабочими вопросами, но и уникальным опытом вождения. Главное, что компания нашла способ сокращать свой углеродный след, не ломая бизнес-процессы, которые обеспечивают доступность препаратов пациентам.