Невидимые нити: психологические установки, передающиеся через поколения
Как семейные установки незаметно формируют нашу личность и передаются из поколения в поколение, рассказала эксперт Пироговского Университета Мария Казарян

Кандидат психологических наук, доцент. Победитель конкурса «Золотые Имена Высшей Школы». В качестве члена жюри участвует в всероссийских конкурсах и Олимпиадах. Активно ведет просветительскую работу
Психологические установки и убеждения, паттерны поведения и способы мышления могут передаваться из поколения в поколение и даже через поколение от бабушек и дедушек через родителей к детям. Установки передаются посредством воспитания через вербальные средства общения (слова) и невербальные (мимику, жестикуляцию, интонацию, паузы, молчание, взгляд и т.п.). Стоит различать позитивные и негативные установки. Позитивные установки родителей будут способствовать развитию уверенности в себе, ответственности, целеустремленности. Негативные установки могут привести к низкой самооценке, неуверенному поведению, эмоциональным трудностям.
О негативных установках стоит поговорить отдельно. Приведем пример: негативная установка «не будь успешным» может быть сформирована в случае, если родители твердят ребенку, что у него никогда ничего не получится, он никогда не делает ничего верно. Родители в этой семье не радуются успехам ребенка, не хвалят его, молчат или неодобрительно качают головой, когда ребенок им рассказывает о своих успехах. Ребенок закрепляет мысль: «Что бы я ни делал, я никогда не делаю ничего верно, мне не добиться успеха ни в каком деле, нечего и стараться!».
Установки передаются не только осознанно, но и на подсознательном уровне. Родители, воспитанные с определенными установками, могут непреднамеренно передавать их своим детям. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, ввел в психологию понятие бессознательного. Он обнаружил, что детские травмы и неосознаваемые конфликты родителей влияют на развитие ребенка. Карл Густав Юнг развил идею З.Фрейда и включил в свою теорию понятия «коллективное бессознательное» и «архетипы» как глубинные психологические структуры, передающиеся через поколения. К.Г. Юнг показал также возможность существования «семейного бессознательного», когда нерешенные проблемы предков оказывают влияние на потомков.
Допустим, в семье не принято выражать любовь, обнимать, хвалить, поддерживать друг друга. Это не означает, что родители не любят ребенка, просто они не привыкли это делать, потому что так было в их семьях. Подобным образом они строят и свою семью. Ребенок растет с установкой «не будь близким», он не может проявить любовь к другому человеку, у него стоит некий запрет на проявление чувств, следовательно, он не может построить свою семью, избегая близких эмоционально насыщенных отношений. Авторы теории привязанности Джон Боулби и Мэри Эйнсворт доказали, что стиль привязанности формируется в раннем детстве и передается дальше. Например, тревожная мать может неосознанно воспитывать такого же тревожного ребенка, а дочь эмоционально холодной матери с большой долей вероятности сама будет точно такой же матерью.
Основными неосознаваемыми механизмами передачи установок являются следующие: подражание, семейный сценарий, внушение. Здесь можно обратиться к теории социального научения. Альберт Бандура показал, что дети усваивают модели поведения через наблюдение и подражание. Ребенок родителей, демонстрирующих перфекционизм, бессознательно скопирует этот поведенческий паттерн и будет вести себя соответствующим образом.
Теории, связанные с семейными сценариями, показывают, что семейные установки, психологические травмы или трудности семьи через поколения продолжают влиять на потомков. Так, Берт Хеллингер, автор понятия «семейные расстановки», показал, что неосознанные сценарии (например, чувство вины, отверженность) могут переходить от бабушек и дедушек к внукам. А сторонники психоанализа Николя Абрахам и Мария Терок ввели термин «трансгенерационный призрак», объясняя этим влияние на потомков невысказанных травм предков (например, войны, потери) через так называемые «неосознаваемые послания». Например, в семье дед погиб на войне и это стало «запретной темой», о нем не говорят, все вопросы внука резко прерывают. У внука ночные кошмары и необъяснимый страх смерти, в играх он выбирает мужественные роли (пожарного, спасателя). В этом примере можно проследить, как непрожитые семейные травмы влияют на тех членов семьи, которые лично его не знали своего погибшего предка. Для работы с проблемами ребенка психолог рекомендовал в семье проговорить эту проблему, рассказать историю деда, погрустить вместе о нем и осознать неконструктивные семейные послания.
Таким образом, мы видим, что негативные установки, передаваемые на подсознательном уровне, самые стойкие и опасные для личности, действующие помимо воли человека. И даже если любящие родители стараются дать ребенку самое лучшее, действуют из благих побуждений, их собственные установки автоматически могут препятствовать этому и негативно влиять на ребенка через невербальные сигналы или семейную атмосферу, через неосознаваемые реакции в той или иной ситуации, через традиции и ритуалы семьи. Поэтому, если родители хотят оградить ребенка от этих установок, в первую очередь, следует вывести негативные установки на осознаваемый уровень и начинать целенаправленно с ними работать.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты