РБК Компании

ЗОУИТ: 2-я попытка внести законопроект о смягчении режима

Законопроект о смягчении режима зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) прошел обсуждение на regulation.gov.ru. Это вторая попытка Росреестра.
ЗОУИТ: 2-я попытка внести законопроект о смягчении режима
Алмаз Кучембаев
Алмаз КучембаевОснователь и руководитель «Кучембаев и партнеры»

Основатель и руководитель юридического агентства «Кучембаев и партнеры». Стаж 18 лет. Помощник Депутата Государственной Думы РФ VIII созыва. Преподаватель МГЮА имени О.Е. КУТАФИНА.

Подробнее

Законопроект о смягчении режима зон с особыми условиями использования территорий (далее- ЗОУИТ) прошел обсуждение на regulation.gov.ru. Это вторая попытка Росреестра. В этот раз положительное заключение Минэкономразвития РФ было получено.

Первая попытка была предпринята в 2021 году. Впереди внесение законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу РФ, и предполагается, что законопроект вступит в силу с 01.01.2025 г. 

ЗОУИТ — это охранные, санитарно-защитные, водоохранные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, приаэродромные территории и др. (ст. 105 ЗК). Они устанавливают ограничения по использованию соседних участков в целях  защиты здоровья людей, охраны объектов культурного наследия, обеспечения безопасности стратегических объектов, а также госбезопасности, охраны окружающей среды. 

Представители Росреестра неоднократно утверждали, что когда будут приняты все подзаконные акты, положения о зонах с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), то тогда такие большие города федерального значения, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, частично нужно будет снести*. 

Несмотря на то, что законопроектом отменяются зоны наблюдения, зоны безопасности с особым правовым режимом, охранные зоны объектов инфраструктуры метрополитена, а также исключается обязанность установления придорожных полос автомобильных дорог, наибольший интерес вызывают другие положения.

В законопроекте допускается сокращение размера зон охраны объектов культурного наследия при условии полной утраты исторической среды объекта (объектов) культурного наследия, а также при отсутствии его (их) композиционных связей с окружающей застройкой и влияния объекта (объектов) культурного наследия на формирование исторических панорам, до замкнутого контура, который образуется линиями, соединяющими ближайшие к объекту культурного наследия здания, сооружения.

И самое радикальное изменение в том, что законопроектом предусматривается возможность нового формата регулирования режима ЗОУИТ через заключение соглашения между зоуитарием (владельцем земельного участка и (или) объекта, в связи с размещением которого установлена ЗОУИТ) и владельцем участка, на который накладываются ограничения.  

Предусмотрено, что такое соглашение возможно только при реализации технических и (или) технологических решений, позволяющих достигать цели ЗОУИТ, в том числе без их установления. 

Здесь нужно понимать, что в большинстве случаев речь идет о наложении границ ЗОУИТ на участки под многоквартирное жилье. Поэтому вполне можно предположить ситуацию, когда застройщик с зоуитарием заключает некое соглашение для обхода ЗОУИТ, чтобы осуществить строительство жилого комплекса. Например, застрощйик жилья возьмет на себя некие технические решения.  Но затем стороной по такому соглашению или автоматически станут покупатели квартир и вопрос, насколько это будет неожиданным для них. Или же соглашение просто перестанет исполняться. 

В моей практике был случай, когда для строительства ЖК Аквамарин в Ульяновске в водоохранной зоне застройщик сначала обустроил системы очищения водостоков, а затем, после продажи всех квартир, все оборудование по очистке стоков просто исчезло. 

Видимо, чтобы избежать такого, законопроектом предусмотрено, что заключать такие соглашения нельзя будет в отношении ЗОУИТ,  направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Но большой вопрос, что будет подразумеваться под «санитарно-эпидемиологическими» ЗОУИТ, только ЗОУИТ по охране жизни и здоровья людей, или ЗОУИТ по охране окружающей среды тоже. 

И главное, чего нет в  законопроекте, это переходных положений для введения ЗОУИТ, их установление так и остается отложенным до 2025-2028 г.г. 

*Валерий Филоненко. Или снести половину Москвы, или — поправить закон // Парламентская газета от 28.06.2021.

Последнее изменение: 4 сентября 2023

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации05.12.2006
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ХОВРИНО УЛ ЛЕВОБЕРЕЖНАЯ 4 КОРПУС 1 КВ. 58
ОГРН 1067325058976
ИНН / КПП 7325065927 774301001
Среднесписочная численность1 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, 5-й Донской пр-д, д. 21 Б, стр. 10
Телефон +79053490777