Top.Mail.Ru
РБК Компании
Публикации вашего бизнеса на РБК, доступ к эксклюзивам и аналитике: скидки до 70%
Получить скидку
Публикации вашего бизнеса на РБК,
доступ к эксклюзивам и аналитике:
со скидкой до 70%
Получить скидку
Главная Okkam 10 октября 2025

Как сегодня грамотно оценить нематериальный актив

Команда OKS Labs by Okkam разобрала современные методы оценки НМА
Как сегодня грамотно оценить нематериальный актив
Источник изображения: Личный архив компании
Татьяна Захарина
Татьяна Захарина
Директор практики корпоративных финансов OKS Labs by Okkam

Более 9 лет в сфере корпоративных финансов: оценка бизнеса, финансовое моделирование, анализ инвестиционных инициатив. До OKS Labs работала в PwC Russia, аптечной сети «36,6», Sun Pharma

Подробнее про эксперта

Каждый день мы оцениваем стоимость компаний и сталкиваемся с самыми разными кейсами. Нематериальные активы (НМА) — особый случай. Они не имеют вещественной формы: их нельзя пощупать. В то же время они являются полноценным экономическим активом: дают выгоды собственнику (правообладателю) и генерируют для него доходы.

Важно, что НМА всегда работают в связке с другими активами компании: практически невозможно себе представить автономные НМА. А следовательно, в контексте бизнеса НМА являются его частью и уже учтены в его стоимости. Случаи, когда нужно оценить стоимость НМА, бывают самыми разными: от процедуры распределения цены сделки до судебных разбирательств и залогов. 

Мы вспомнили и разобрали важные аспекты, которые стоит учесть на практике при оценке таких активов. 

Метод освобождения от роялти

Современные стандарты допускают использование трех подходов к оценке: доходного, затратного и сравнительного. Федеральные и международные стандарты оценки достаточно детально поясняют, какой подход и когда применим.

Самые популярные подходы в России прямо сейчас — доходный и метод освобождения от роялти. Последний прост в применении: для оценки потребуется ограниченный объем данных: размер выручки и маркетинговые расходы. Далее мы определяем ставку роялти по отрасли. Пара действий, и оценка готова. 

Но у этого метода есть ряд ограничений. Схема работы по роялти на российском рынке не развита (нет данных, закрыта статистика по компаниям внутри страны). Наиболее полный объем данных преимущественно покрывает американский рынок, а доступ к цифрам платный. Кроме того, как правило, сложно найти аналоги, которые сопоставимы с точки зрения роялти-соглашений, а доступные значения ставок роялти имеют существенный разброс.

Также важно помнить, что при оценке НМА ставка роялти влияет гораздо сильнее, чем, например, ставка дисконтирования при оценке бизнеса. При этом нет единой методологии для расчета ставки роялти, и поэтому возможны любые манипуляции на результат оценки.

Метод избыточной доходности

Есть другой метод оценки НМА, он считается самым сложным и наименее распространенным. Это метод избыточной доходности (МЕЕМ). НМА предоставляют экономические выгоды правообладателю. А любая выгода должна быть оцифрована, и лучше метода МЕЕМ это не делает ни один другой: можно оценить достаточно широкий круг НМА: технологии, портфели заказов, клиентские отношения, товарные знаки и бренды, соглашения о неконкуренции и прочее.

Чтобы применить этот метод, нужно собрать ретроспективную финансовую отчетность компании, информацию о доходах и расходах, которые относятся непосредственно к НМА, а также бизнес-план и бюджет компании на максимально долгую перспективу. Также предстоит провести интервью с представителем компании для оценки состояния НМА, возможного срока полезного использования и его перспектив. Далее нужно построить две финансовые модели: общую финансовую модель бизнеса и финансовую модель НМА.

Ниже мы подробно опишем пять ключевых шагов, которые нужно будет сделать для оценки актива по методу МЕЕМ.  

Шаг 1. Срок полезного использования

Время, в течение которого актив будет прямо или косвенно влиять на получение экономических выгод — это срок полезного использования НМА. Для того, чтобы его рассчитать, нужно учесть несколько факторов. Это текущие сроки правовой защиты и возможность их возобновления, намерение и способность использовать НМА, фактический срок НМА. Также стоит учесть типичный жизненный цикл актива и открытые данные о том, какие сроки полезной службы имеют аналогичные активы. Не лишним будет сверить, как это показатель коррелирует со сроками полезной службы других активов организации.

Шаг 2. Оценка объема выручки

Для формирования потока нам необходимо понять, какой объем выручки формируется с использованием НМА. Здесь и дальше мы будем исходить из того, что объектом оценки выступает бренд или товарный знак.

Мы все знаем примеры брендов, которые живут десятилетиями. Но это работает не для всех. Как правило, со временем бренды теряют свою силу и способность генерировать стабильные потоки. Поэтому при оценке брендов вводится коэффициент истощения (attrition ratio). Он рассчитывается на базе определенного срока полезного использования.

Далее нам необходимо учесть все расходы, которые связаны с генерацией данной выручки, и здесь есть два варианта:

  • простой, когда мы берем значение рентабельности из общей модели и накладываем ее на сформированный прогноз выручки;
  • более детализированный, где мы анализируем долю каждой статьи (например, управленческие, коммерческие и прочие расходы) в выручке в основной модели и переносим это в модель НМА.

Также нам необходимо учесть в потоке амортизацию. Сделать это мы можем, только ориентируясь на долю амортизации от выручки в основной модели бизнеса. Так как мы не можем знать точно, какие именно ОС были задействованы в формировании потока, нам все еще нужно учесть коэффициент истощения.

Шаг 3. Корректировка на взаимосвязанные активы

В этой точке у нас есть поток, но он пока что учитывает вклад других активов компании. Эти активы называются взаимосвязанными активами.

Выделяют три категории взаимосвязанных активов: внеоборотные активы (ВНА), оборотный капитал и НМА. С каждой из этих категорий активов надо расплатиться — плата рассчитывается на основе справедливой оценки активов и требуемой доходности.

Как правило, для взаимосвязанных активов в качестве нормы доходности выделяют WACC (средневзвешенную стоимость капитала) и посленалоговую стоимость долгосрочного долга. Выбор зависит от того, как именно производится финансирование. Для НМА это всегда WACC + премия; для оборотного капитала — WACC или посленалоговая стоимость краткосрочного долга.

Шаг 4. Выделить амортизацию

Чтобы досчитать плату для внеоборотных активов (кроме земли), также потребуется выделить из основной модели бизнеса амортизацию и значения остаточной стоимости. Земля занимает особое положение, потому что она в отличие от прочих ВНА не теряет в стоимости со временем. В этом смысле подход будет напоминать тот, что используется для оборотного капитала.

В части последнего нам также потребуется значение доли в общей модели бизнеса. Если вы оцениваете бренд из индустрии, для которой свойственны отрицательные значения собственного оборотного капитала, то здесь все в порядке: вы делаете отрицательную корректировку, и да, она будет увеличивать стоимость вашего НМА.

Шаг 5. Рассчитать поток и произвести дисконтирование

Также нужно учесть все налоговые обязательства и выгоды, которые есть у бизнеса. В частности, хотим обратить внимание на налоговую выгоду от амортизации. Учесть ее мы можем в ситуации, когда НМА ставится на баланс и амортизируется, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу. Налоговая выгода представляет собой приведенную стоимость экономии на налоге. Как правило, расчет идет на горизонте десяти лет, но этот срок вы адаптируете, исходя из требований ГК РФ, учета и жизненного цикла актива. Эта экономия принимается как финальная корректировка.

По итогу расчета методом МЕЕМ вы можете обнаружить, что результат отрицательный. Что делать в этой ситуации? Первый совет — перепроверить расчеты. Если с ними все в порядке, мы можем утверждать, что актив не формирует стоимости для бизнеса и не имеет экономической ценности. 

Вывод: зачем бизнесу корректная оценка НМА

Мы настаиваем на том, что важно делать качественную оценку НМА в каждом отдельном случае. Бренды нередко становятся объектами сделок. Корректная оценка уменьшит вероятность споров о стоимости актива. Для банков и инвесторов корректная оценка — это дополнительный комфорт при принятии актива в залог: они могут быть уверены в том, что смогут продать актив в случае проблемной задолженности. Пользователи финансовой отчетности, в свою очередь, могут быть уверены, что финансовое положение компании отражено максимально репрезентативно и можно смело принимать решения на ее базе. Наконец, репутация оценщика всегда будет на высоте.

Последнее изменение: 13 октября 2025

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Адрес
Пресненская набережная 6
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия