РБК Компании

Как ошибки в коммуникации и переговорах мешают выпускнику строить карьеру

Медиатор и эксперт по коммуникациям Ксения Тихомирова о распространенных проблемах, которые возникают у выпускников ВУЗов в общении с работодателями
Как ошибки в коммуникации и переговорах мешают выпускнику строить карьеру
Источник изображения: Личный архив Ксении Тихомировой
Ксения Тихомирова
Ксения Тихомирова
Предприниматель, медиатор, бизнес-коуч, руководитель Центра коммуникации и медиации при Академии контрактных отношений

Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»

Подробнее про эксперта

Нужны ли выпускникам технических, естественно-научных, творческих и медицинских специальностей крепкие переговорные навыки? На первый взгляд их работа связана не с коммуникациями, а с техническими, научно-исследовательскими, креативными решениями. Или умение договариваться — это не опция, а базовый инструмент для успешного карьерного роста?

Во время учебы студенты погружаются в изучение профильных дисциплин. Но выпускаясь, они нередко сталкиваются с тем, что работодатель ищет не только знания, но и умение презентовать себя и свои компетенции, аргументировать свое мнение и быстро налаживать контакт с руководством, коллегами, клиентами. И здесь возникают трудности.

Какие препятствия, связанные с коммуникациями, есть у выпускников на старте карьеры? Как взаимодействие ВУЗов, экспертов и представителей бизнеса может помочь их избежать? Об этом поговорим с Ксенией Тихомировой — профессиональным медиатором, экспертом по коммуникациям и деловым переговорам, руководителем «Центра коммуникации и медиации».

Как ошибки в коммуникации и переговорах мешают выпускнику строить карьеру

Ксения, почему Вы считаете коммуникативные навыки настолько важными для студентов и выпускников ВУЗов?

Я убеждена: без крепких коммуникативных навыков построить успешную карьеру невозможно. Все начинается с общения: первый контакт с работодателем, коллегой, клиентом. Если не знать принципов «правильной» коммуникации хотя бы на уровне «базы», невозможно внятно и уверенно представить ни себя ни свою позицию. Тем более невозможно ее отстоять при столкновении интересов, когда важно хорошо понимать, «на каком языке» говорить с оппонентом и какие доводы приводить в защиту своей позиции.

Типичная ситуация: выпускник на собеседовании. В его резюме — диплом, список пройденных дисциплин, скромная практика. Работодателя интересует другое — сможет ли он встроиться в команду, договариваться с клиентами, презентовать идеи и проекты?

Выпускник изначально в слабой переговорной позиции: у него нет опыта, громких кейсов и рекомендаций. Вести переговоры с работодателем «на равных» сложно. Вот почему не только знать в теории, но и уметь применять на практике коммуникативные инструменты, крайне важно для успешного старта и дальнейшего развития карьеры.  

Умеешь коммуницировать с людьми — можешь управлять своей карьерой. Не умеешь — условия будут диктовать другие.

Как ошибки в коммуникации и переговорах мешают выпускнику строить карьеру

Каким образом ВУЗы могут помочь студентам получить знания в этой области? Есть регламент учебного плана и приоритет за профильными специальностями. Как встроить сюда дополнительные дисциплины, и действительно ли это необходимо?

Многие ВУЗы (и не только ВУЗы) давно не ограничиваются базовой программой и стремятся дать студентам больше — навыки, которые помогут построить удачную карьеру. Создаются бизнес-инкубаторы, где студенты учатся презентовать проекты, вести переговоры, работать в команде. Приглашаются эксперты из разных отраслей, опытные предприниматели, представители государственных структур — не для формальных лекций, а для живого диалога с молодежью. Эти коммуникации ценны для всех сторон. Студенты рассказывают о том, что их волнует на старте карьеры. Будущие работодатели подсвечивают, какие навыки хотели бы видеть у соискателей. Руководство ВУЗов аккумулирует информацию и определяет приоритетные факультативы, которые студенты могут посещать наряду с профильными дисциплинами.

Что касается развития коммуникативных навыков, это могут быть элективные курсы по переговорам, психологии общения, работе с конфликтами. Полезны мастер-классы по самопрезентации, тренинги по управлению стрессом в коммуникации, деловые игры, где моделируются переговоры с руководством, подрядчиками, заказчиками. На занятиях студенты смогут получить ценную обратную связь от профессионалов, научиться вести диалог в сложных переговорах, отстаивать позицию и искать компромисс.

Эти программы не помешают основному обучению. Участие в них факультативно и находится за рамками обязательного учебного плана.

ВУЗы заинтересованы в успехе выпускников. Чем более востребованными становятся их бывшие студенты, тем выше престиж учебного заведения. Это влияет и на рейтинг, и на интерес со стороны работодателей, и на поток новых абитуриентов. Поэтому включение в образовательную среду таких возможностей — не просто дополнительный сервис, а важная стратегия, которая работает на будущее самих студентов и их альма-матер.

Как работодатель и как человек, профессионально занимающийся консалтингом и обучением в коммуникациях, как Вы считаете, какие главные трудности у начинающих специалистов в деловом общении?

Одна из самых распространенных проблем молодых специалистов — неумение себя презентовать. Они плохо понимают, что важно услышать работодателю, как грамотно подсветить свои сильные стороны, чем выгодно выделиться среди других кандидатов. В итоге резюме и собеседования получаются либо слишком шаблонными, либо перегруженными ненужными деталями. Работодатель смотрит на кандидата и не понимает, в чем его ценность и вообще есть ли она для компании. Если наниматель не понимает этого в первые минуты интервью — резюме соискателя летит в корзину.

Еще одна ошибка — неправильный выбор языка общения. Представьте: дизайнер рассказывает о своей работе метафорами, упивается креативом, но не говорит о реальных результатах, цифрах, эффективности. Или IT-специалист «сыплет» сложными терминами, не переводя их на понятный язык. В результате работодатель ничего не понимает и отклоняет кандидата, так как не слышит конкретики и понятных аргументов.

Третий камень преткновения — неумение выстраивать коммуникацию с разными типами людей. Кто-то ведет себя слишком мягко и не умеет отстаивать позицию. Кто-то, наоборот, переходит в агрессию и пытается «переиграть» работодателя. Кто-то не понимает, как распознать манипуляцию, и соглашается на невыгодные условия. Если выпускник не знает, как взаимодействовать с разными типами людей, ему будет сложно получить хорошие стартовые позиции в карьере.

Как ошибки в коммуникации и переговорах мешают выпускнику строить карьеру

Какие направления в обучении студентов коммуникативным навыкам Вы считаете наиболее актуальными?

Прежде всего необходимо обучать базовым принципам и инструментам коммуникации. С умения точно выражать мысли, слушать и считывать реакции собеседника начинается успех в карьере. Этот навык поможет не только строить крепкие деловые связи, но и решать другие социальные задачи.

Также важно тренировать умение выстраивать сильные стратегии в переговорах и оттачивать тактические инструменты. Знание психотипов, способов аргументации и других моментов в переговорном деле дают начинающему соискателю преимущество перед другими кандидатами и заставляют работодателя воспринимать себя совершенно иначе.

Еще одно направление, которое я считаю полезным для освоения студентами, — методики медиации и управления конфликтами. Конфликты точно будут: с руководством, коллегами, клиентами, за пределами работы. Избежать их не удастся, а вот управлять ими можно научиться. Человек, который умеет гасить напряжение, находить компромисс и выстраивать диалог даже в сложных ситуациях, ценен в любой команде.

Дополнительное обучение студентов коммуникативным и медиативным навыкам это не только про умение общаться, эффективно взаимодействовать с людьми и управлять конфликтами. Это также про устранение барьеров между поколениями, интересами и позициями людей, которые играют разные социальные роли: родителя, студента, преподавателя, работодателя.

Когда выпускник научится вести переговоры «по-взрослому», четко понимая, что он может предложить, в чем ценность его услуг для данного работодателя и обосновать условия «продажи» своих компетенций, тогда заинтересованность нанимателя в этой коммуникации будет гораздо выше. Очевидно, что выиграют от этого все: и студент, и учебное заведение, и бизнес, и государство. 

Источники изображений:

Личный архив Ксении Тихомировой

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
27 сентября 2013
Уставной капитал
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Зябликово, ул. Шипиловская, д. 64, к. 1, офис 147
ОГРН
1137799017916
ИНН
7724301679
КПП
772401001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия