Как ошибки в коммуникации и переговорах мешают выпускнику строить карьеру
Медиатор и эксперт по коммуникациям Ксения Тихомирова о распространенных проблемах, которые возникают у выпускников ВУЗов в общении с работодателями

Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»
Нужны ли выпускникам технических, естественно-научных, творческих и медицинских специальностей крепкие переговорные навыки? На первый взгляд их работа связана не с коммуникациями, а с техническими, научно-исследовательскими, креативными решениями. Или умение договариваться — это не опция, а базовый инструмент для успешного карьерного роста?
Во время учебы студенты погружаются в изучение профильных дисциплин. Но выпускаясь, они нередко сталкиваются с тем, что работодатель ищет не только знания, но и умение презентовать себя и свои компетенции, аргументировать свое мнение и быстро налаживать контакт с руководством, коллегами, клиентами. И здесь возникают трудности.
Какие препятствия, связанные с коммуникациями, есть у выпускников на старте карьеры? Как взаимодействие ВУЗов, экспертов и представителей бизнеса может помочь их избежать? Об этом поговорим с Ксенией Тихомировой — профессиональным медиатором, экспертом по коммуникациям и деловым переговорам, руководителем «Центра коммуникации и медиации».

Ксения, почему Вы считаете коммуникативные навыки настолько важными для студентов и выпускников ВУЗов?
Я убеждена: без крепких коммуникативных навыков построить успешную карьеру невозможно. Все начинается с общения: первый контакт с работодателем, коллегой, клиентом. Если не знать принципов «правильной» коммуникации хотя бы на уровне «базы», невозможно внятно и уверенно представить ни себя ни свою позицию. Тем более невозможно ее отстоять при столкновении интересов, когда важно хорошо понимать, «на каком языке» говорить с оппонентом и какие доводы приводить в защиту своей позиции.
Типичная ситуация: выпускник на собеседовании. В его резюме — диплом, список пройденных дисциплин, скромная практика. Работодателя интересует другое — сможет ли он встроиться в команду, договариваться с клиентами, презентовать идеи и проекты?
Выпускник изначально в слабой переговорной позиции: у него нет опыта, громких кейсов и рекомендаций. Вести переговоры с работодателем «на равных» сложно. Вот почему не только знать в теории, но и уметь применять на практике коммуникативные инструменты, крайне важно для успешного старта и дальнейшего развития карьеры.
Умеешь коммуницировать с людьми — можешь управлять своей карьерой. Не умеешь — условия будут диктовать другие.

Каким образом ВУЗы могут помочь студентам получить знания в этой области? Есть регламент учебного плана и приоритет за профильными специальностями. Как встроить сюда дополнительные дисциплины, и действительно ли это необходимо?
Многие ВУЗы (и не только ВУЗы) давно не ограничиваются базовой программой и стремятся дать студентам больше — навыки, которые помогут построить удачную карьеру. Создаются бизнес-инкубаторы, где студенты учатся презентовать проекты, вести переговоры, работать в команде. Приглашаются эксперты из разных отраслей, опытные предприниматели, представители государственных структур — не для формальных лекций, а для живого диалога с молодежью. Эти коммуникации ценны для всех сторон. Студенты рассказывают о том, что их волнует на старте карьеры. Будущие работодатели подсвечивают, какие навыки хотели бы видеть у соискателей. Руководство ВУЗов аккумулирует информацию и определяет приоритетные факультативы, которые студенты могут посещать наряду с профильными дисциплинами.
Что касается развития коммуникативных навыков, это могут быть элективные курсы по переговорам, психологии общения, работе с конфликтами. Полезны мастер-классы по самопрезентации, тренинги по управлению стрессом в коммуникации, деловые игры, где моделируются переговоры с руководством, подрядчиками, заказчиками. На занятиях студенты смогут получить ценную обратную связь от профессионалов, научиться вести диалог в сложных переговорах, отстаивать позицию и искать компромисс.
Эти программы не помешают основному обучению. Участие в них факультативно и находится за рамками обязательного учебного плана.
ВУЗы заинтересованы в успехе выпускников. Чем более востребованными становятся их бывшие студенты, тем выше престиж учебного заведения. Это влияет и на рейтинг, и на интерес со стороны работодателей, и на поток новых абитуриентов. Поэтому включение в образовательную среду таких возможностей — не просто дополнительный сервис, а важная стратегия, которая работает на будущее самих студентов и их альма-матер.
Как работодатель и как человек, профессионально занимающийся консалтингом и обучением в коммуникациях, как Вы считаете, какие главные трудности у начинающих специалистов в деловом общении?
Одна из самых распространенных проблем молодых специалистов — неумение себя презентовать. Они плохо понимают, что важно услышать работодателю, как грамотно подсветить свои сильные стороны, чем выгодно выделиться среди других кандидатов. В итоге резюме и собеседования получаются либо слишком шаблонными, либо перегруженными ненужными деталями. Работодатель смотрит на кандидата и не понимает, в чем его ценность и вообще есть ли она для компании. Если наниматель не понимает этого в первые минуты интервью — резюме соискателя летит в корзину.
Еще одна ошибка — неправильный выбор языка общения. Представьте: дизайнер рассказывает о своей работе метафорами, упивается креативом, но не говорит о реальных результатах, цифрах, эффективности. Или IT-специалист «сыплет» сложными терминами, не переводя их на понятный язык. В результате работодатель ничего не понимает и отклоняет кандидата, так как не слышит конкретики и понятных аргументов.
Третий камень преткновения — неумение выстраивать коммуникацию с разными типами людей. Кто-то ведет себя слишком мягко и не умеет отстаивать позицию. Кто-то, наоборот, переходит в агрессию и пытается «переиграть» работодателя. Кто-то не понимает, как распознать манипуляцию, и соглашается на невыгодные условия. Если выпускник не знает, как взаимодействовать с разными типами людей, ему будет сложно получить хорошие стартовые позиции в карьере.

Какие направления в обучении студентов коммуникативным навыкам Вы считаете наиболее актуальными?
Прежде всего необходимо обучать базовым принципам и инструментам коммуникации. С умения точно выражать мысли, слушать и считывать реакции собеседника начинается успех в карьере. Этот навык поможет не только строить крепкие деловые связи, но и решать другие социальные задачи.
Также важно тренировать умение выстраивать сильные стратегии в переговорах и оттачивать тактические инструменты. Знание психотипов, способов аргументации и других моментов в переговорном деле дают начинающему соискателю преимущество перед другими кандидатами и заставляют работодателя воспринимать себя совершенно иначе.
Еще одно направление, которое я считаю полезным для освоения студентами, — методики медиации и управления конфликтами. Конфликты точно будут: с руководством, коллегами, клиентами, за пределами работы. Избежать их не удастся, а вот управлять ими можно научиться. Человек, который умеет гасить напряжение, находить компромисс и выстраивать диалог даже в сложных ситуациях, ценен в любой команде.
Дополнительное обучение студентов коммуникативным и медиативным навыкам это не только про умение общаться, эффективно взаимодействовать с людьми и управлять конфликтами. Это также про устранение барьеров между поколениями, интересами и позициями людей, которые играют разные социальные роли: родителя, студента, преподавателя, работодателя.
Когда выпускник научится вести переговоры «по-взрослому», четко понимая, что он может предложить, в чем ценность его услуг для данного работодателя и обосновать условия «продажи» своих компетенций, тогда заинтересованность нанимателя в этой коммуникации будет гораздо выше. Очевидно, что выиграют от этого все: и студент, и учебное заведение, и бизнес, и государство.
Источники изображений:
Личный архив Ксении Тихомировой
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль