РБК Компании
Главная BUGLAKOVA 16 июня 2025

Бизнес-стратег Евгения Буглакова рассказала, как работать с поколением Z

Как работать с зумерами в 2025 году — инструкция для руководителей
Бизнес-стратег Евгения Буглакова рассказала, как работать с поколением Z
Источник изображения: freepik / freepik.com
Евгения Буглакова
Евгения Буглакова
Управляющий партнер ASBA-консалтинг, эксперт бизнес-школы «Сколково», бизнес-стратег, организатор и модератор корпоративных и региональных стратегических сессий.

30 лет руководства консалтинговой компанией, 24 года опыта в бизнес-развитии, 1200+ бизнес-кейсов, 590 млрд рублей — крупнейший инвестиционный портфель.

Подробнее про эксперта

К 2025 году представители поколения Z (зумеры), по данным The Boston Consulting Group, составляют около 25% рабочей силы. В России это поколение особенно малочисленно из-за демографического спада 1990-х, что создает уникальную ситуацию: теперь компании конкурируют за талантливых молодых специалистов, а не наоборот. 

Часто слышу от предпринимателей в адрес зумеров: «они инопланетяне». Такое мнение объяснимо, ведь мы сталкиваемся с ценностно-поколенческими разрывами.

Особенности поколения Z 

Зумеры выросли в эпоху нестабильности — экономические кризисы, пандемия, быстро меняющиеся технологии. Это сформировало их ключевые черты: 

Синдром упущенных возможностей

Он вызван постоянным наблюдением в социальных сетях за идеальной жизнью других пользователей. Видя успех сверстников, они воспринимают себя отрезанными от событий, считая собственную жизнь недостаточно насыщенной. Это вызывает тревогу, порождает неуверенность в себе и развивает недовольство своей жизнью и работой, в частности. Вечное сравнение себя с «ними» приводит к выгоранию, пассивности и потери интереса к работе.

Ценность искренности

Яркий пример — тренд Quit-Tok, где сотрудники публично увольняются, выкладывая эмоциональные видео. Для поколения Z важнее быть собой, чем соответствовать ожиданиям. Поэтому они не станут мириться с несправедливостью на работе и будут ярко противостоять этому.

Свое понимание корпоративной культуры

Поколение Z нередко отвергает корпоративную иерархию. Их стремление оставаться аутентичными распространяется и на отношения с начальством, ожидая равноправия в диалогах. Такое отношение осложняет взаимодействие внутри компаний.

Талантливый, но зумер. Что делать руководителю

В условиях смены поколений работодателю следует быть особенно внимательным к актуальным механизмам привлечения и удержания сотрудников: 

1. Сильный HR-бренд

Даже малому бизнесу важно, как о нем говорят на рынке. Один мой клиент, который работает в сфере корпоративного обучения, уже второй год подряд получает известную HR-премию, так как одна из его стратегических целей — это повышение своих конкурентных преимуществ в борьбе за сотрудников.

2. Четкий кадровый план — кто нужен сейчас и через 2-3 года

Необходимо четко осознавать: люди с какими компетенциями вам нужны сейчас, как они будут влиять на финансовые результаты компании, и кто вам нужен будет через год-два или три. Формируя команду смотрите на несколько лет вперед — кто будет делать ваши будущие результаты.

3. Гибкая корпоративная культура 

Стратегия удержания звездной команды строится на крепкой корпоративной культуре. И здесь за выражением стоят конкретные действия, ориентированные на те ценности, которые важны вашим зумерам. Возможно это будет:

  • Удаленка и свободный график — для это не бонус, а must-have. 
  • Горизонтальное развитие — возможность пробовать себя в разных ролях вместо «вертикального» карьерного роста. 
  • Диалог — регулярно спрашивайте команду: «Что сделает вас счастливее на работе?». Вовлекайте их в создание правил компании. 

Зумеры — не «инопланетяне»,  а поколение с иными ценностями и запросами. Ключ к их удержанию — в осмысленной корпоративной культуре и свободе. Гибкий график, удаленная работа, возможность самореализации — все это не просто приятные бонусы, а необходимые условия для снижения их тревожности. Взамен вы получите лояльных, креативных и энергичных сотрудников, для которых ваша компания станет не просто работой, а местом роста и вдохновения. 

Последнее изменение: 20 июня 2025

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Key 2 Sales Рынок HR Tech в России: обзор 2025

Публикация компании

Достижения

30 лет в консалтингеЗа годы руководства консалтинговой компанией было реализовано более 1200 бизнес-кейсов роста
25 лет опыта в бизнес-стратегияхБолее 200 проектов по регламентации, оптимизации бизнес-процессов и стратегических сессий
Масштабирование бизнесовСамых быстрый рост клиента — х10 за год. 590 млрд руб. — крупнейший инвестиционный портфель

Профиль

Дата регистрации
29 января 2014
Регион
Алтайский край
ОГРНИП
314222502900086
ИНН
222503705305

Контакты

АдресРоссия, г. Барнаул, пр-кт Красноармейский, д. 59
Телефон+79646037818

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия