Российский рынок IPO: эмитенты замерли в ожидании
После рекордного количества размещений в прошлом году, текущий пока отметился одним дебютантом. Какие компании могут вскоре выйти на рынок акций и почему

Эксперт в M&A, Private Equity и инвестиционном банкинге. Занимал руководящие должности в УК «Тройка Диалог», Сбербанке и BCS Ultima. Экс-владелец и гендиректор агентства «Рус-Рейтинг»
Обзор ситуации на рынке IPO
Последние два года продемонстрировали увеличение числа компаний, выбравших российский рынок для первичного размещения акций. В 2023 году восемь новых игроков вышли на биржу, что стало самым высоким показателем с 2007 года. В 2024 году было зафиксировано 14 IPO: тринадцать компаний разместились на Московской бирже, а одна — на СПб Бирже.
Одной из причин активизации IPO стала ограниченность доступа российских инвесторов к западным рынкам, а также невозможность для эмитентов привлекать капитал на зарубежных площадках из-за санкций.
Однако, вопреки прогнозам некоторых аналитиков о «буме» IPO в конце прошлого года, за пять месяцев 2025 года состоялось всего одно первичное размещение. На рынок оказывает давление жесткая денежно-кредитная политика, выраженная в поэтапном повышении ключевой ставки, которая была доведена до рекордного уровня в 21% годовых и держалась на нем на протяжении 7 месяцев.
Выход на IPO в период высоких ставок связан с рисками, такими как переток капитала из акций в банковские депозиты и облигации, поэтому пауза закономерна и логична. Несмотря на это, некоторые компании все же провели IPO во второй половине 2024 — первой половине 2025 года, а другие готовятся к выходу на рынок в ожидании более благоприятной конъюнктуры.
Потенциальные IPO
Подготовка компаний к первичному размещению акций не ограничивается периодами рыночного подъема, а ведется проактивно. Обычно этот процесс занимает от полугода до двух лет. Поэтому участники рынка продолжают активную работу по подготовке новых эмитентов.
Хотя некоторые компании действительно перенесли свои IPO из-за текущей рыночной ситуации, им необходимо регулярно обновлять презентационные и аналитические материалы, отражая последние изменения в бизнесе и на целевом рынке. Также важно поддерживать связь с потенциальными инвесторами, оценивая их интерес к предстоящему размещению. Кроме того, в связи с планами частичной приватизации крупных государственных компаний и президентской инициативой по удвоению капитализации российского фондового рынка к 2030 году, список потенциальных эмитентов пополнился представителями госсектора.
В настоящий момент рынок IPO не демонстрирует высокой активности, однако многие эмитенты находятся на разных стадиях подготовки, ожидая подходящего момента. Как только ситуация улучшится, мы увидим серию IPO. Именно для того, чтобы оперативно воспользоваться открывающимся «окном возможностей», предварительная работа ведется заранее.
На данный момент известно о более чем 150 российских компаниях, планирующих IPO в ближайшие годы. Все они публично заявляли о своих намерениях. Среди них много компаний, связанных с IT-сферой: разработчик ПО Krit, Нанософт, Rubytech, Solar Staff. В 2026 году могут дебютировать ВымпелКом, «Аквариус», РТК-ЦОД, IBS и другие. В сфере образования к IPO готовятся Skillbox, «Роббо», Skyeng. В финансовом секторе — Бизмолл, ДОМ.РФ, Инвойскафе. Среди потенциальных дебютантов также известные сервисы: Суточно.ру, Qummy, Dodo Brands, Tutu.ru.
Более полутора сотен компаний находятся на разных стадиях подготовки к IPO, но высокая ключевая ставка сдерживает их активность. Ожидается, что ситуация изменится после более активных шагов Банка России по смягчению денежно-кредитной политики, которые будут сделаны, вероятно, не раньше осени 2025 года.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании