РБК Компании

Работа с ожиданиями заказчика: лайфхаки от SimbirSoft

Умение управлять ожиданиями заказчиков в условиях нестабильности и постоянных перемен становится важнее, чем когда-либо ранее. Как это делать эффективно
Работа с ожиданиями заказчика: лайфхаки от SimbirSoft
Андрей Широков
Андрей Широков
Руководитель проектов ИТ-компании SimbirSoft

Руководитель проектов ИТ-компании SimbirSoft. Опыт работы в ИТ — более четырех лет.

Подробнее про эксперта

В условиях быстро меняющихся запросов рынка клиенты становятся более требовательными к ИТ-продуктам и командам, а их ожидания могут стать еще более непредсказуемыми. Работа с ожиданиями сейчас обязательно включает персонализированный подход и высокий уровень сервиса.

Поэтому умение управлять ожиданиями заказчиков в условиях нестабильности и постоянных перемен становится важнее, чем когда-либо ранее. Компании, способные предугадывать и удовлетворять изменчивые потребности и ожидания своих клиентов, не только смогут построить с ними долгосрочные отношения, но и будут иметь преимущество на рынке. 

В данной статье мы рассмотрим работу с ожиданиями заказчика на проекте и варианты выхода из сложных ситуаций. Материал будет полезен руководителям проектов, продактам, аккаунт-менеджерам, тимлидам, а также всем специалистам, кто работает с клиентами. Поделимся полезными практиками и лайфхаками из личного опыта коллег из SimbirSoft.

Как предотвращать конфликты: управляем «зарядом батарейки» партнера

Когда речь заходит о предотвращении конфликтов, всегда важно уделять внимание коммуникациям. Ясное и открытое общение с заказчиком с самого начала проекта поможет избежать недоразумений и ожиданий, которые не могут быть выполнены. 

Важно помнить, что клиент представляет интересы целой компании, но при этом является обычным человеком со своими проблемами и страхами, целями и желаниями.

У каждого человека есть два вида реакций: эмоциональная и рациональная. Визуально их можно представить в виде «батареек», которые на старте проекта заряжены на 50%. Вместе эти реакции ежедневно влияют на коммуникацию, принятие решений и, в конечном итоге, на успех всего проекта.
Работа с ожиданиями заказчика: лайфхаки от SimbirSoft

Эмоциональная «батарейка» клиента заряжается, когда в общении с ним руководитель проекта проявляет заботу, честно и понятно доносит информацию о текущем положении дел, открыто говорит об ошибках и заранее обращает внимание на несбыточные ожидания, которые могли сформироваться в начале проекта. 

Рациональная «батарейка» заряжается, когда задачи выполняются качественно, надежно и в срок, а проблемы решаются быстро и профессионально.

Работа с ожиданиями заказчика: лайфхаки от SimbirSoft

Если клиент получает информацию о ходе проекта нерегулярно, сама коммуникация нечеткая или менеджеру страшно указать клиенту на нереалистичность требований, в этом случае на протяжении проекта эмоциональный «заряд» заказчика как минимум останется на стартовых 50% либо будет снижаться к концу проекта. Даже если сами задачи будут выполнены в срок и качественно, он вряд ли будет готов к новым проектам с таким подрядчиком — при условии выбора из нескольких исполнителей одинакового уровня. 

Напротив, если держать в фокусе только эмоциональный аспект — стать самым лояльным исполнителем с минимальной субординацией, но делать задачи долго, дорого и некачественно, то в процессе проекта не избежать нескольких резких рациональных и эмоциональных «разрядок». Восстанавливать отношения с клиентом после такого необходимо сначала с эмоциональной стороны (признание ошибки — управление ожиданиями), а уже после с рациональной стороны (разбор причин — рассказ о выводах — выполнение обещанного). 

Важный инструмент в предотвращении конфликтов и управлении ожиданиями на проектах — коммуникации. Далее рассмотрим один из кейсов, который может случиться практически на любом проекте, и последовательность действий руководителя проекта по выходу из конфликтной ситуации.

Как сгладить ситуацию, когда «что-то пошло не так»

Предположим, что заказчик из компании M обратился к подрядчику N за разработкой современного веб-приложения для управления задачами внутри своей компании, но не предоставил ясных указаний относительно функциональности, дизайна и сроков. 

Изначально команда проекта старалась заполнить этот пробел в требованиях заказчика, предлагая свои идеи и рекомендации, клиент соглашался, а в середине проекта решить поменять свое мнение и планы. Он захотел дополнительные функциональные возможности, которые требовали значительных изменений в уже существующей архитектуре и коде. Управлять постоянными изменениями в продукте было непросто — команда начала выгорать. 

Серьезные проблемы в коммуникации и сотрудничестве с заказчиком привели к увеличению сроков и снижению качества. Разумеется, он выразил недовольство.

Как я предложил бы поступить в такой ситуации?

  • Назначить с клиентом встречу, чтобы обсудить причины его негативных эмоций (если она известна, проверить, прямо спросив об этом) и объяснить особенности разработки. 
  • Принять эмоции заказчика и провести объективный разбор ситуации с участием всех заинтересованных руководителей. Принести извинения, если виновата компания, или выразить сожаление, если вина на третьей стороне.
  • Предложить план решения проблемы задержки сроков и повышения качества. В данном кейсе может сработать внедрение процесса change request (управление изменениями), при котором важно кратно снизить количество новых требований, а те, которые вошли в список на реализацию, нужно зафиксировать в общий с заказчиком документ.
Работа с ожиданиями заказчика: лайфхаки от SimbirSoft
  • Далее постепенно направить отношения с клиентом в конструктивное русло и продолжить разработку новых фич — без лишнего стресса и переработок.

Это только один из возможных кейсов. Причины для недовольства клиента могут быть разные. Например, завышенные или нерелевантные для конкретной ситуации ожидания, давление руководства заказчика, стремление получить дополнительную выгоду, страх неудачи и прочее.

Но каждой такой ситуацией можно и нужно управлять. 

Управлением ожиданиями заказчика: лайфхаки и работающие способы 

Для грамотного управления ожиданиями есть несколько работающих способов, применяя которые, руководитель проекта вместе с командой может «вытащить» проект из негатива или хаоса:

  • Создайте общий документ с требованиями.

Начните с составления подробного документа с требованиями, где должны быть четко сформулированы все ожидания заказчика. Включите в него основные функциональные возможности и нефункциональные требования, дизайн, сроки и ограничения проекта. Этот документ будет служить основой для обеспечения единого понимания и дальнейшего контроля требований. Конечно, он не может заменить полноценное техническое задание, но в условиях гибкой итеративной разработки поможет управлять ожиданиями клиента и команды.

Если не управлять ожиданиями, можно столкнуться со всеми возможными рисками: 

  • Неточное определение требований;
  • Неверная реализация задачи, поскольку каждый видит ее по-своему;
  • Проблемы с командой, которые могут привести к конфликтам;
  • Увеличенный срок реализации;
  • Негативные отзывы пользователей, поскольку их ожидания от продукта не оправдались;
  • Финансовые и имиджевые потери со стороны заказчика и компании-разработчика.

 

  • Постоянно общайтесь с заказчиком.

Запланируйте регулярные встречи, например, это могут быть регулярные созвоны (1 раз в 2 дня) с лицом, принимающим решение, относительно продукта. 

Обсуждайте промежуточные результаты работы, информируйте о прогрессе и предоставляйте возможность для обратной связи. Это позволит иметь реальное представление о процессе разработки и вносить изменения или корректировки в нужный момент. Демонстрируйте актуальный Road Map (дорожную карту) проекта.

Работа с ожиданиями заказчика: лайфхаки от SimbirSoft

Предположим, что команда реализовала несколько фич. Далее рекомендуем провести их демонстрацию заказчику. Вы покажете то, что сделано (обеспечите прозрачность работы), зададите вопросы, которые у вас возникли при реализации требований, а клиент даст обратную связь, так ли он представлял продукт. На основании полученной информации, можно скорректировать план работ. После демонстрации важно провести обсуждение в команде, чтобы каждый увидел итоги своей работы и ознакомился с фидбэком заказчика.

  • Делите проект на более короткие спринты и циклы разработки.

Такой подход позволяет команде быстрее реагировать на изменения требований заказчика и адаптироваться к ним. Регулярные демонстрации промежуточных результатов также обеспечивают прозрачность процесса разработки.

Если при разработке не избежать необходимости внесения срочных корректировок, бизнесу важно следовать следующим правилам:

  • Четко определить новые требования. Иначе команда потратит драгоценные часы на постоянные уточнения, а функциональность не будет отвечать конечной цели.
  • Добавляя срочные задачи на разработку, важно пересмотреть приоритеты всего спринта, а также определиться с задачами, которые на данный момент находятся в разработке, на тестировании или содержат дефекты.
  • Спланировать несколько промежуточных демо для оценки ключевых пользовательских сценариев и своевременной обратной связи.
  • После внедрения задачи рассказать об успешности срочной разработки, удалось ли достичь бизнес-цели.

Подробнее о том, что заказчик может предпринять, чтобы на выходе получить эффективный, постоянно развивающийся продукт, отвечающий всем требованиям рынка, рассказывали в блоге.

  • Управляйте изменениями.

    Создайте процесс управления изменениями, где каждое изменение или добавление требования заказчика записывается, анализируется его важность и влияние на проект, а затем утверждается или отклоняется командой проекта. Это поможет избежать постоянных изменений и растущих требований клиента, которые могут повлиять на качество и сроки работы. 

Надеюсь, применение этих инструментов на ваших проектах поможет улучшить управление ожиданиями заказчика и минимизировать возможные негативные последствия недопониманий.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
22 февраля 2001
Уставной капитал
30 000,00 ₽
Юридический адрес
обл. Ульяновская, г. Ульяновск, пр-кт Нариманова, д. 1, стр. 2
ОГРН
1027301167563
ИНН
7325029206
КПП
732501001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия