РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку

5 вопросов Екатерине Клочковой о работе с людьми с инвалидностью

Физический терапевт и руководитель НКО — о движении как о ключе к жизни, родителях-специалистах и барьерах на пути к самостоятельности людей с инвалидностью
5 вопросов Екатерине Клочковой о работе с людьми с инвалидностью
Источник изображения: Екатерина Клочкова
Екатерина Клочкова
Екатерина Клочкова
Руководитель «АНО Физическая реабилитация» — НКО, которая меняет подход к помощи детям и взрослым с инвалидностью в России. Создает сервис, обучает, продвигает доказательную практику.

Физический терапевт, врач, основатель НКО, преподаватель. Работает на стыке медицины, образования и менеджмента — и знает, как реабилитация может менять жизни.

Подробнее про эксперта

Екатерина Клочкова — физический терапевт и руководитель «АНО Физическая реабилитация». Это НКО из Петербурга, которая помогает детям и молодым взрослым с тяжелыми нарушениями развития. Теперь, когда у организации появилась страница на РБК Компании, самое время познакомиться с ней поближе. Мы поговорили с Екатериной о том, как работает независимая НКО без господдержки, кто и зачем приходит в профессию реабилитолога, почему родители все чаще осваивают «помогающие» специальности и что мешает людям с инвалидностью строить самостоятельную жизнь.

Что дает вам ваша работа?

Меня часто спрашивают, правда ли мне нравится то, что я делаю. Многие считают: помогать детям с тяжелыми нарушениями — это что-то из области «благородства», что-то, что вызывает уважение, но не может приносить настоящего удовольствия. Даже близкие и друзья часто сомневались, что такая работа может быть интересной. Многие думают: люди с инвалидностью сильно отличаются от нас, их поведение может быть странным и непонятным. 

А мне интересно. Я — физический терапевт. Эта профессия находится на стыке биомеханики, педагогики, психологии и нейронаук. Моя задача — понимать, какие силы действуют на тело, как помочь человеку двигаться, пересаживаться, сидеть устойчиво. Я учу людей движению. Например, от того, научу ли я ребенка пересаживаться из кресла в кровать, устойчиво сидеть или стоять, передвигаться, зависит очень многое: его самооценка, круг общения, возможность заниматься спортом, любимым делом, учиться, дружить, — а значит, зависит и все его будущее! Это и драйв, и огромная ответственность.

Физическая терапия — это не просто про тело. Это про развитие, про участие в жизни, про возможность быть активным и самостоятельным. Меня вдохновляет, что я каждый день работаю с детьми: они не дают застрять в рутине, требуют от меня быть живой, включенной, учиться новому. Но я еще и руководитель организации, поэтому, к сожалению, много времени отнимает менеджмент.

Как и благодаря чему работает ваша организация?

Мы некоммерческая организация, которая сама создает реабилитационный сервис с нуля. Мы не просто «предоставляем услуги», мы сами находим и обучаем специалистов, формируем команду, создаем модели помощи и помогаем выстраивать реабилитационные маршруты, адаптируем пространство. Это большая, сложная, кропотливая работа, требующая и ресурсов, и выстраивания доверия с семьями.

При этом мы не получаем субсидий от государства. Все, что у нас есть, — это гранты, пожертвования, заказы на реабилитацию от других НКО. Чтобы быть эффективной, реабилитация людей, с которыми мы работаем, должна носить постоянный, долгосрочный характер, — на таких условиях мы сотрудничаем с некоторыми фондами, и это весомая поддержка.

Также мы стараемся, по возможности, зарабатывать и, в принципе, умеем это делать: проводим образовательные курсы для специалистов, помогаем разрабатывать и оценивать проекты в области помощи детям с инвалидностью, эти средства тоже идут на поддержку семей.

5 вопросов Екатерине Клочковой о работе с людьми с инвалидностью

При этом мы все время ищем партнеров, в том числе среди бизнеса, готовых поддержать нашу работу, так как главная наша задача и фокус усилий — не «оказать столько-то услуг», а создать эффективный, устойчивый, надежный, доступный сервис.

Мы не хотим делать сервис, доступный только «верхушке» среднего класса. Поэтому наша главная задача — придумать, как обеспечить надежную и качественную помощь. Финансовая устойчивость — это «задачка со звездочкой».

Кто сейчас работает в реабилитации в России? Как получить «реабилитационную» профессию?

Сегодня в России есть разные пути, чтобы сделать помощь людям с инвалидностью своей профессией: можно стать дефектологом, социальным работником, психологом, врачом. Все это важные и нужные специальности. Однако основа современной реабилитации — это физические терапевты и эрготерапевты. Физическая терапия — это не физиотерапия, не путайте эти две специальности! Это не про лампы и прогревание. Это про движение, участие, повседневную активность, самостоятельность. А эрготерапия — это про восстановление активности в повседневной жизни: умение есть, мыться, одеваться, учиться, играть, общаться и делать то, что важно именно тому человеку, с которым работает специалист. Эрготерапевт помогает освоить навыки, которые делают нас независимыми и включенными в жизнь. Но чтобы стать физическим терапевтом или эрготерапевтом, одного желания помочь недостаточно. Это длинный путь: от педагогического или спортивного образования — до профпереподготовки. И главное — найти качественное образование. Потому что, увы, сегодня многие курсы — это формальность, а то и вовсе профанация. Нельзя, просто послушав онлайн-лекции, стать специалистом, нельзя преподавать, обладая только теоретическими знаниями, почерпнутыми из книг, даже лучших.

5 вопросов Екатерине Клочковой о работе с людьми с инвалидностью

При этом обе эти специальности в России официально пока не признаны: приказ Минздрава, регламентирующий работу этих специалистов, есть, а утвержденных Минтрудом профессий — нет. 

Проблему нехватки профессионалов часто пытаются решить сами семьи: родители идут учиться. Это естественно, особенно в условиях, когда полноценный доступ к реабилитации имеют лишь 20% семей. Но здесь важно не перепутать роли. Трудно быть одновременно и мамой, и специалистом, не размывая границ. Кто-то справляется и становится отличным профи. Кто-то — нет. Это нормально. Главное — честно оценивать себя. Есть, например, мамы, которые сознательно не работают с детьми, а уходят во взрослую практику. Это тоже путь.

Могут ли люди с инвалидностью, которым мы призываем помогать, сами себя обеспечить?

Конечно, да. Но важно быть реалистами. У любого человека есть ограничения: я, например, никогда не смогу играть на скрипке, танцевать в балете и даже бегать марафоны. У человека с инвалидностью таких ограничений, как правило, больше. Мы размышляем в контексте биопсихосоциальной модели инвалидности, как специалисты мы делаем все, чтобы человек достиг максимально возможного для себя уровня самостоятельности, но не можем сбрасывать со счетов и имеющиеся рамки, которые задает та или иная патология.

Некоторые профессии действительно недоступны. Например, маловероятно, что в ближайшем будущем клиенты будут охотно выбирать тур, общаясь с менеджером, который использует коммуникативное приложение, синтезирующее устную речь. Не из злобы, а просто из-за временных затрат и отсутствия привычки к такому взаимодействию. Но это не значит, что человек с инвалидностью не может быть востребован в других сферах.

Есть примеры, которые разрушают стереотипы. Человек с нанизмом может работать техником МРТ-аппарата, если у него есть коляска с функцией подъема и вертикализации. В Великобритании хирург работает на коляске, меняющей угол наклона. А Стивен Хокинг, будучи полностью парализованным, читал лекции и писал статьи, используя компьютер с синтезатором речи. Возможности есть, но общество их часто не видит или отвергает как что-то непонятное и непривычное.

В целом, подход к трудоустройству можно описать через четыре модели:

  • Работа в обычной компании, если человек способен выполнять все трудовые задачи, пусть даже с технической адаптацией.
  • Самозанятость или индивидуальная занятость, если нужно больше гибкости, времени, особый режим труда и отдыха.
  • Командная работа с разделением функций, если человек может выполнять лишь часть задач, — в производстве это часто реализуется как «конвейерная» модель.
  • Поддерживаемая занятость, когда человек делает посильную работу в специальных мастерских, сохраняя продуктивность и участие.

Главное — не исходить из ограничений, а искать, где человек может быть эффективен. Но нужно признать: в России, если говорить в целом, до сих пор преобладает модель инвалидности, в которой фокус не на возможностях, а на том, чего человек «не может». И это тормозит развитие.

В итоге людям с инвалидностью приходится быть «на голову выше», чтобы их вообще рассматривали как кандидатов на ту или иную позицию. Работодатели часто видят проблему, а не ресурс. Хотя опыт показывает: такие сотрудники демонстрируют высокую мотивацию, лояльность, стабильность. Но предрассудки порождают дискриминацию. И если мы хотим это изменить, нужно перестать смотреть сквозь призму жалости или опасений — и начать говорить о возможностях, профессионализме и равенстве, формировать навыки, которые будут нужны человеку в будущем, уже в детстве.

Почему так важно перестать жалеть людей с инвалидностью?

Потому что жалость разрушает партнерство. Жалость всегда направлена сверху вниз. Жалость мешает человеку чувствовать себя субъектом. Если я жалею — я решаю за другого, вместо него. А значит — лишаю его права на участие, на выбор, на равные отношения.

5 вопросов Екатерине Клочковой о работе с людьми с инвалидностью

Из жалости мы не даем преодолевать трудности. Мы не даем ребенку идти в обычную школу, потому что «там могут обидеть». Мы не даем ему электрическую коляску, потому что «он может упасть». Но это не забота — это ограничение. Это трансляция: «Ты слаб, неспособен, недостаточно хорош».

Есть международная концепция «слов на F» (Function, Family, Fitness, Fun, Friends, Future; функция, семья, фитнес, удовольствие, дружба, будущее), которая помогает смотреть на ребенка не как на «проблему», а как на человека с потенциалом. Это и есть главный антидот от жалости. Нам нужно перестать думать в категориях: «бедный», «несчастный», «жалко». И начать думать: «Что я могу сделать, чтобы жизнь этого человека была нормальной, насыщенной, интересной?».

Да, не все возможно. Но многое — возможно. И пока мы смотрим на этих людей через оптику жалости, мы не видим их настоящих возможностей.

Источники изображений:

Софья Разумовская

Интересное:

Все новости:

Usertech Приложение под ключ: как создать
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия