От мечетей до храмов: как строят для вечности
Генеральный директор «ДИАТ-ПРОЕКТ» Евгений Цыкановский о том, как современные фасадные технологии создают и сохраняют исторический облик культовых сооружений

К.т.н., Почетный строитель РФ, эксперт ПК 25 «Ограждающие конструкции зданий, в т.ч. фасадные» и ТК 465 «Строительство». Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, имеет 42 патента
Работа с объектами культуры требует не только технической точности, но и глубокого понимания их значимости для общества. Как спроектировать фасад, который прослужит десятилетиями? Как укрепить историческое здание, не нарушив его облика? И какие нестандартные решения применяются при строительстве в сейсмически активных зонах? В интервью Евгений Цыкановский, генеральный директор «ДИАТ-ПРОЕКТ», делится опытом компании, включая реализацию проектов соборной мечети в Альметьевске и храма в Южно-Сахалинске.
Как современные фасадные технологии применяются в реставрации и новом строительстве объектов культуры?
Если говорить конкретно про объекты культуры, их можно разделить на новые здания и реконструкцию. В новых зданиях часто встречается сложная архитектура, современные решения, тяжелые облицовки на больших относах. Требования к ним, естественно, как и к любым другим зданиям, — высочайшее качество, полное выполнение задумки архитектора, долговечная безопасность и безремонтная служба.
Надо сказать, что объекты культуры имеют особое значение, потому что эти объекты обычно посещаются очень большим количеством людей и являются тем, чем горожане хотели бы гордиться. Все-таки жилой комплекс — это, зачастую, закрытая территория, которую видно только издали. Объект культуры — это то, что можно посмотреть вблизи, и, конечно, именно поэтому к ним предъявляются особые требования.
С реконструкцией сложнее — зачастую это исторические здания. Для них далеко не всегда подходит технология вентфасадов. У нас был опыт, когда здание — культовое сооружение — не выдерживало новой нагрузки, поэтому мы сделали вокруг существующего строения новую несущую конструкцию и новую облицовку. Этот процесс считался реконструкцией, но это было фактически новое здание.
Если говорить о воссоздании исторического облика, в старых зданиях использовались совсем другие технологии. Точь-в-точь повторить это навесными фасадными системами не получится. А вот сделать что-то «на тему» — да, это вполне реально. Но здесь главная задача архитектора — хорошо понимать способности и границы технологий НФС. А по поводу возможности технологии — они очень широки, а, надо сказать, что наша компания — одна из лидеров рынка нестандартных конструкций, их применения и легализации в строительстве.
Есть ли особые требования, которые предъявляет заказчик при работе над культовым сооружением?
Ну, собственно, как и, наверное, любые другие заказчики, которые заботятся о своих зданиях и собираются ими гордиться — это точное исполнение задумки архитектора, долговечность и минимум 50-летний безремонтный срок службы. Ну и, конечно, первое требование — это безопасность. Каких-то специальных, исключительных нет — во всяком случае, к нам не поступало.
Но все требования, которые предъявляются, мы выполняем на всех объектах без исключения. Мы не выделяем для себя отдельно культовые сооружения или объекты культуры, жилые или общественные здания, торговые центры, высотные здания. Ко всем зданиям — одинаково высокие требования: полностью воплотить задумку архитектора, обеспечить долгий срок службы без ремонта, высочайшее качество, комфорт и безопасность людей как изнутри, так и снаружи.
Какие самые сложные технические задачи вам приходилось решать при работе с объектами культуры?
На самом деле, у нас достаточно большой опыт работы с культовыми сооружениями. Их тоже, конечно, необходимо назвать элементами культуры.
У нас были достаточно уникальные здания: как я говорил раньше, было здание соборной мечети в Альметьевске, где мы вынуждены были сделать фактически вокруг здания новую конструкцию — несущую, потому что существующие стены и фундамент не выдерживали веса облицовок. Архитектурный проект включал крупногабаритную облицовку из стеклофибробетона (СФБ), причем толщиной до 160 миллиметров. Это очень тяжелые элементы — до 280 кг/м², поэтому мы сделали отдельную металлоконструкцию, которая полностью восприняла все нагрузки.

Есть у нас здание кафедрального собора Рождества Христова в Южно-Сахалинске — самое высокое здание Сахалина. Важно сказать, что Сахалин — это сейсмика, причем активная: там уже были землетрясения. И, тем не менее, там был реализован абсолютно классический храм из белого мрамора. Никто не верит, что это сделано на технологии вентфасада, потому что в проекте было очень много мелких деталей и элементов декора, которые создают впечатление, что это классическое здание. При этом конструкция НФС сделана таким образом, что она выдержит фактически любое землетрясение — коэффициент запасов мы туда заложили очень большой.

Фотография размещена с разрешения Московской Патриархии
Источники изображений:
Архив компании DIAT; Московская Патриархия
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети