РБК Компании

Одна голова хорошо, а две лучше: сотворчество как ключ к инновациям

Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Желько Текич об эффективном инструменте разработки инноваций на российском и мировом рынке
Одна голова хорошо, а две лучше: сотворчество как ключ к инновациям
Желько Текич
Желько Текич
Профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Специалист в изучении преобразующего влияния искусственного интеллекта на бизнес и применения больших данных для понимания роста стартапов. Автор публикаций в ведущих международных журналах.

Подробнее про эксперта

По словам Клейтона Кристенсена, известного профессора Гарвардской школы бизнеса, каждый год на рынок выходит более 30 000 новых продуктов, и 95% из них оказываются провальными. Этот высокий уровень неудач указывает на то, что время и деньги, вложенные в их разработку, потрачены впустую. Как уменьшить эти потери? Один из способов — сотрудничать с пользователями и экспертами для выявления реальных проблем и предпочтительных решений, начиная с этапа поиска идеи. Этот подход, известный как со-творчество, может улучшить разработку новых продуктов и услуг и значительно снизить уровень неудач.

Сотрудничая с пользователями и экспертами, компании могут получить доступ к новому пулу творческих идей и специализированных знаний. Кроме того, клиенты поделятся ценными сведениями из первых рук о своих предпочтениях и проблемах, а эксперты — разнообразными знаниями, необходимые для поиска и реализации инновационных решений. Так компании могут разрабатывать продукты и услуги, соответствующие реальным и актуальным потребностям и предпочтениям их клиентов. 

Глобальный потребительский рынок демонстрирует растущий запрос на созданные четко под конкретные потребности товары, а не универсальные. Покупатели хотят получить продукт, который удовлетворит именно их запрос. Как производителям понять, что именно нужно людям сегодня? Одним из важнейших механизмов развития инноваций и разработки продуктов становится сотворчество.

Сотворчество — совместное решение бизнес-задачи, в том числе с участием потребителей. Феномен сотворчества обусловлен тем, что потребительские запросы становятся все более сложными и необходимость совместного решения задач растет. 

Несмотря на то, что такой подход уже давно используется в качестве одного из инновационных инструментов разработки ведущими компаниями США и Европы, например, LEGO, Starbucks и Nivea, в российском бизнесе его внедрение и распространение остаются относительно низкими. Принцип co-creation (which is a form of open innovation) признает ценность большого разнообразия мнений, привлекая к разработке внешних индивидуальных участников с разным бэкграундом — клиентов, студентов, исследователей и энтузиастов.

Практика уходит своими корнями глубоко в историю инноваций и изобретений, но лишь в последние несколько десятилетий, с развитием цифровых технологий, приобрела масштаб и стала широко распространенным инструментом бизнес-практики. В качестве одного из первых удачных примеров можно привести историю с изобретением маргарина одним французским химиком во времена Наполеона III: армия испытывала дефицит ресурсов — масло было очень дорогим, и чтобы сократить затраты на питание солдат, император обратился к народу с просьбой придумать решение. Так появился более дешевый заменитель — маргарин. Изобретатель получил национальную награду, а весь мир — новый продукт.

Когда компьютер и интернет появились в каждом доме, компании начали активно привлекать к разработке инноваций своих потребителей  интернета и информационных технологий компании начали активно — через виртуальные сообщества, конкурсы идей (краудсорсинг), воркшопы и хакатоны. Активно использовали практику открытых инноваций при разработке ОС Linux, браузер Mozilla Firefox, создании всемирной интернет-энциклопедии Wikipedia. LEGO создали платформу для фанатов, где каждый может придумать свой набор; лучшие идеи потом попадают к штатным дизайнерам, которые дорабатывают продукт и запускают в производство.

Результаты недавнего исследования, проведенного группой экспертов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, показали, что сама идея сотворчества воспринимается российскими менеджерами как передовая и привлекательная, только вот на практике ее реализуют единицы, несмотря на вдохновляющий опыт Европы и США. Весной 2023 год исследователи опросили 87 руководителей по инновациям, половина из которых представляли крупные организации со штатом более 20 000 человек, а около 40% — имеют годовую выручку более 100 млрд рублей. Респонденты рассказали о том, как выводят новые продукты на рынок, но вот к механизмам открытых инноваций почти не прибегают.

Среди тенденций российского рынка применительно к сотворчеству можно выделить следующие: привлечение сторонних участников на последних циклах разработки, когда нужно улучшить продукт и выделить его среди конкурентов; ориентация на решение существующих проблем, а не на выявление новых. Однако преимущества в виде нового взгляда, инновационных идей, а также повышения лояльности комьюнити, привлекают российских предпринимателей и они рассматривают сотворчество как один из инструментов, который можно бы было чаще использовать для новых проектов.

Одним из пионеров успешной реализации подхода можно назвать московскую компанию Positive Technologies (PT), мировой поставщик услуг в области кибербезопасности. PT активно развивает комьюнити этичных хакеров через платформу Standoff 365 — сообщество экспертов по кибербезопасности — и игровые мероприятия. Специалисты соревнуются в защите и атаке инфраструктуры ИТ, а компания получает выявление слабых мест системы, ценные знания и новых клиентов.

Еще один пример — стремительно набирающая обороты компания «Яндекс»: имея ресурсы и штат высокопрофессиональных сотрудников, ИТ-гигант реализует практику совместного творчества во всех своих сервисах. Например, сообщество BugHunting вовлечено в выявление уязвимостей в безопасности сервисов, хакатон HackTheRealty для «Яндекс-Недвижимость» помог решить насущные бизнес-задачи и реализовать новые подходы в продвижении и др. В 2023 году компания выплатила 70 млн рублей в качестве вознаграждения за найденные ошибки «белым хакерам».

Пример из другой сферы: в индустрии продуктов питания и напитков компании могут изучить потенциал совместного создания новых вкусов с потребителями — стратегия, успешно реализуемая по всему миру. Такой подход объединяет разработку продукта с маркетинговыми усилиями и приносит весомые результаты. Компания «Чистая линия» уже сделала шаг в этом направлении: потребители могут выбрать вид шоколадной глазури для любимого вкуса мороженого. И здесь расширение поля совместного творчества с помощью цифровых инструментов может привести к появлению новых продуктов, созданных потребителями для потребителей. Например, производители мороженого могут запустить онлайн-платформы, мобильные приложения или аккаунты в социальных сетях, где покупатели будут предлагать или голосовать за вкусовые сочетания, и на основе этих данных разрабатывать новые продукты. Можно дополнить виртуальный опыт мастер-классами по созданию вкусов в магазине: покупатели смогут экспериментировать с ингредиентами под руководством экспертов — победившие вкусы можно выпустить в качестве лимитированной линейки продуктов или сезонного предложения для специальных мероприятий. Такая практика стимулирует творческий подход покупателей, позволяет получить ценную обратную связь о вкусовых предпочтениях, формируя более глубокую связь с аудиторией и предвосхищая формирующиеся вкусовые тенденции.

Помимо цифровизации и коммерческих целей, в мегаполисах крайне остро стоят задачи обеспечения передвижения для людей с ограниченными возможности. Родители и опекуны инвалидов-колясочников прекрасно осведомлены о проблемах посещения общественных мест — станций метро, медицинских учреждений, супермаркетов. Часто установленные пандусы проблему не решают. Привлечение конечных пользователей к участию в семинарах по совместному творчеству и дизайн-спринтах позволяет организациям адаптировать решения к конкретным потребностям, повышая степень инклюзии и качества жизни. В качестве примера реализации инициатив такого рода можно привести платформу «Активный гражданин» Правительства Москвы — она  хорошо подходит для совместного творчества.

Бизнес-кейсы, направленные на реализацию повышении инклюзии и социальной ответственности с вовлечением сотрудников способствуют росту лояльности к бренду и увеличению конкурентных преимуществ. Внедрение принципов совместного творчества может помочь создать более инклюзивные технологии, доступную городскую среду, а также способствовать формированию устойчивых сообществ. Если тысячи людей вовлечены в создание таких решений, все больше людей захотят присоединиться и внести свой вклад.

Мотивацией для участия в таких новаторских проектах не всегда служит денежное вознаграждение. Признание, опыт, профессиональное развитие, чувство сопричастности являются важными нефинансовыми факторами, которые побуждают людей присоединяться к открытым инициативам. На российском рынке в последние годы активно развиваются такие форматы, как хакатоны, воркшопы с участием пользователей-новаторов или ведущих пользователей, виртуальные сообщества. Но также стоит обратить внимание и на внутренний ресурс компании: сотрудников, не вовлеченных непосредственно в инновационную деятельность, можно привлекать в формате сотворчества, расширяя пул идей и одновременно укрепляя позитивную корпоративную культуру. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.09.1998
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Мясницкая, д. 20
ОГРН 1027739630401
ИНН / КПП 7714030726 770101001
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия