Quick Resto: зумеры признались в любви к русской кухне
95% российских зумеров «сидят» на доставке, 76% снимают контент для соцсетей в кафе и ресторанах, почти 50% охотно пробуют блюда по ИИ-рецептам, а 28% — не пьют
95% российских зумеров «сидят» на доставке, 76% снимают контент для соцсетей в кафе и ресторанах, почти 50% охотно пробуют блюда по ИИ-рецептам, а 28% — совсем не употребляют алкоголь. При этом, вопреки стереотипам, 98% представителей поколения Z употребляют в пищу животный белок, а из гастрономических направлений большинство предпочитают русскую кухню. Больше интересных выводов — в нашем отчете.
Сервис автоматизации ресторанного бизнеса Quick Resto провел масштабное исследование потребительских предпочтений российских зумеров в сфере общепита. В онлайн-опросе приняли участие 2385 представителей Gen-Z из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Респондентам в возрасте 18-27 лет задали 28 вопросов об их потребительских привычках в сфере общепита.
Общие тенденции потребления
Завсегдатаи кафе и постоянные клиенты доставки
83% зумеров бывают в кафе и ресторанах с частотой от ежедневной до нескольких раз в месяц, 16% — реже, и лишь около 1% опрошенных не посещают общепит вовсе.
Доставка — часть рутины российского зумера. 95% центениалов с разной периодичностью заказывают доставку готовых блюд: 5% — ежедневно, 25% — несколько раз в неделю, 32% — несколько раз в месяц, 18% — один-два раза в месяц.
Доверие к качеству готовых блюд, которые можно приобрести на крупных агрегаторах доставки (Яндекс Еда, Самокат, Delivery и т.п.) выглядит так: 44% доверяют и заказывают там еду регулярно, 43% — частично доверяют и заказывают, 3% — не доверяют, но заказывают, 10% — не доверяют и не заказывают.

Причина посещения заведений №1: человеку нужен человек
Зумеры ходят в кафе, в первую очередь, для социализации (71%). В топ причин для посещения общепита у представителей Gen-Z также вошли: вкусная и эстетичная еда (69%), нежелание готовить (53%) и новые впечатления (52%). 46% респондентов ходят на обед с работы или учебы, 20% снимают стресс едой.

Большинство зумеров не едят в одиночку
58% респондентов питаются в кафе с частотой от ежедневной до пары раз в неделю, еще 25% — несколько раз в месяц, 16% — не каждый месяц. Лишь 1% не питается вне дома.
При посещении заведений компания есть у преобладающего числа респондентов. Большинство ходят в кафе с друзьями (50%) и с партнером (30%). В меньшинстве те, кто ходит соло (12%), с коллегами (4%), и с другими близкими (3%).
Причины выбора заведений
Если говорить о факторах регулярного предпочтения заведения, то качество блюд (81%), удобное расположение (67%) и уютная атмосфера (58%), вежливое и быстрое обслуживание (57%), низкие цены (52%), программа лояльности (33%)являются для представителей Gen-Z определяющими. В случае, если речь идет о выборе нового кафе, зумеры, в первую очередь, склонны выбирать его по отзывам на Яндекс Картах (36%), демократичной цене блюд (21%), наличию выгодных акций и комбо (14%).
Зумеры признались в любви к русской кухне
Наиболее популярными кухнями у представителей Gen-Z стали: русская (58%), японская (53%), итальянская (49%), кавказская (41%) и американская (31%).

64% российских зумеров с разной периодичностью заедают стресс в общепите. Gen-Z справляется с «минус вайбом» в ресторанах: 8% респондентов признались, что заедают стресс регулярно, 30% — иногда, 26% — редко. 36% никогда не прибегает к этой мере.
Цифровой комфорт обязателен
Плохой интернет и другие «редфлаги» общепита
Абсолютно неприемлемыми в общепите российские зумеры назвали следующие факторы: оплата только наличными (76%), плохой интернет (43%), отсутствие возможности зарядить телефон (25%), отсутствие страничек заведения в соцсетях (19%).

76% российских зумеров снимают контент для соцсетей в заведениях
Из них 38% делают сэлфи в интерьерах престижных заведений, 35% снимают блюда с креативной подачей, 21% делают рилсы со своей компанией, 17% делают лайфстайл зарисовки из жизни, 7% снимают видео-отзывы. Не снимают контент в кафе и ресторанах лишь 24%.
39% зумеров хейтят заведения в интернете
35% российских зумеров оставляли негативные отзывы в интернете 1–2 раза, 4% — много раз. Теперь понятно, кто пишет все эти отзывы.
Тем не менее, большая часть респондентов (61%) никогда не имела такого опыта.
Финансы и культура благодарности
Большинство экономит, но 7% зумеров — «в своей богатой эре». Большинство респондентов (80%) стремятся снизить свои траты на готовую еду: для этого 55% готовят сами, а 25% выбирают блюда подешевле. Порядка 20% не экономят на общепите.
Приемлемый с точки зрения российского зумера чек в общепите выглядит так: для 7% — до 500 рублей, для 10% — до 700 рублей, для 27% — до 1000 рублей, для 26% — до 1500 рублей, для 24% — до 2000 рублей. Около 7% респондентов готовы заплатить до 4000 тысяч рублей и более.
Порядка 48% зумеров платят чаевые при хорошем обслуживании, еще 7% — чтобы произвести впечатление, 22% — не платят вообще.
Активный запрос молодежи на программы лояльности. Для 71% респондентов предпочтительны бонусы и карты лояльности, 69% ценят спецпредложения и комбо, 59% предпочитают промокоды, для 19% актуальна подписка на кофе, для 15% — акция «приведи друга».
Этические выборы Gen-Z
Зумеры далеки от вегетарианства
Вопреки стереотипам, лишь около 2% зумеров отказываются от животного белка. 40% опрошенных предпочитают мясо, 48% —курицу, а еще 10% — рыбу.

Отношение к pet-friendly заведениям
42% центениалов считают, что таких заведений должно быть больше, 34% к ним безразличны, 18% высказались против такого формата, 4% приемлют из четвероногих гостей только кошек, 2% — только собак.
ИИ-блюда любит половина зумеров
Почти половина зумеров заказывают блюда, рецепты которых созданы нейросетями: 41% пробуют их из любопытства, 7% — пробуют, потому что доверяют ИИ. 31% считают их просто маркетингом, 21% не интересуются подобными блюдами.

Центениалы и здоровое питание
Социальная норма в молодежной среде — не налегать на спиртное. Согласно данным опроса, среди российских зумеров порядка 28% вообще не употребляют алкоголь. Почти треть (29%) употребляет спиртные напитки социально, и примерно столько же (33%) — по особым поводам. Около 8% делают это по пятницам, и почти 2% — чаще, чем хотелось бы.
На вопрос, чего не хватает в меню общепита, российские зумеры ответили так: 41% — сезонных овощей, 32% — фермерских продуктов, 29% — безалкогольных вин и коктейлей, 23% — блюд без сахара, 15% — протеиновой еды и напитков, 13% — бездрожжевого хлеба, 13% — фито-чая и фито-кофе, 12% — блюд из TikTok.

65% молодых людей стараются есть здоровую пищу, но допускают cheat meal. Порядка 8% молодых людей всегда выбирают здоровое питание. 22% едят фаст-фуд чаще, чем здоровую еду. Почти 5% предпочитают фаст-фуд на постоянной основе.
Порядка 78% российских зумеров при выборе блюд обращают внимание на их КБЖУ-состав: 10% следят за ним всегда, 15% — часто, 47% — иногда. Лишь треть респондентов (28%) никогда не интересуются калорийностью и питательной ценностью блюд в общепите.
«Поколение Z —это люди, родившиеся примерно с 1995 по 2015 год, которые сегодня формируют новые тенденции потребления, в том числе, в сфере общепита. Их ценности, приоритеты и привычки отличаются от предыдущих поколений.
Как показало исследование, российские зумеры сочетают прагматизм и гедонизм: они ценят новизну, эстетику и цифровой комфорт, стремятся к ЗОЖ, но без фанатизма и жестких ограничений. При этом заведения общепита для них являются одной из главных площадок для социализации.
Поколение Z, в отличие от миллениалов, не зацикливается на «соевых» позициях в меню, и для трети из них фаст-фуд — это не guilty pleasure, а основной рацион. Вопреки стереотипам, их предпочтения в еде довольно традиционны, однако почти треть зумеров вообще не употребляет алкоголь и активно предъявляет запрос на безалкогольные альтернативы. Это очень обнадеживающий тренд.
Рестораторам и общепиту важно откликаться на запрос молодой аудитории: удерживать демократичные цены, расширять карту безалкогольных напитков, улучшать цифровую инфраструктуру, делать ставку на «вирусные» интерьеры и креативную подачу блюд, которые помогут, с легкой руки поколения Z, «залететь» в соцсети и продвинуть заведение.
Не помешает также учитывать запрос на гибкость: то есть быть, по возможности, pet-friendly, и сочетать в меню здоровые блюда с позициями фастфуда», — отметили аналитики Quick Resto.
Методология исследования
Для этого исследования опросили 2385 представителей поколения Z в возрасте от 18 до 27 лет в период со 2 декабря 2024 по 2 февраля 2025 г. Респонденты ответили на 28 вопросов об их предпочтениях в еде и привычках потребления в сфере общепита.
В опросе приняли участие представители трех возрастных когорт зумеров. Более половины респондентов — «поздние» зумеры (51%) в возрасте 25-27 лет, еще 32% от аудитории — в возрасте от 21 до 24 лет, и порядка 17% пришлось на центениалов, недавно ставших совершеннолетними (18-20 лет). География исследования охватила Москву, Санкт-Петербург, города-миллионники, а также города с населением до миллиона и менее 500 тысяч человек.
Quick Resto — один из лидеров автоматизации ресторанного бизнеса. Решения Quick Resto используют более 10 000 предприятий общепита от Калининграда до Владивостока. Среди клиентов компании — международная сеть «ЧебурекМИ», крупнейшая сеть фастфуда на Дальнем Востоке «Еда и точка», федеральная сеть кофеен DO.BRO Coffee, франшиза lounge-баров «Мята Lounge», франшиза кофеен «Бодрый день» и многие другие.
Источники изображений:
Unsplash, Quick Resto
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты